Сицилианская защита нефтяников

Как власти США спасают сланцевую добычу и что это значит для России

В сицилианской защите черные дают асимметричный ответ игроку белыми, чем повышают напряжение в противостоянии, чтобы перехватить инициативу. Американские власти тоже сделали несколько изящных ходов в ответ на ценовую атаку альянса традиционных нефтяных держав на сланцевый сектор США. Действуя на редкость солидарно, президент Дональд Трамп и конгресс надавили на самое уязвимое для Саудовской Аравии место – оборону королевства. И одновременно стремительно смешали и закачали в отрасль чудо-коктейль из налоговых послаблений и финансовой помощи, чтобы дать выжить производителям сланцевой нефти и смежным отраслям.

У российского руководства пока есть возможность эффективно решать краткосрочные проблемы нефтяного сектора, но в среднесрочной перспективе стране предстоит столкнуться с серьезными вызовами в национальной экономике. Исторически на рынке нефти Россия не определяет правила игры, а может лишь извлекать выгоду от меняющейся конъюнктуры отношений между основными игроками – Саудовской Аравией и США.

В 1974 г. после нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским конфликтом, советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер и министр финансов Уильям Саймон достигли договоренностей с саудовским королем Фейсалом ибн Абдул-Азиз аль-Саудом, что США обеспечивают военную защиту Саудовской Аравии и предоставляют новейшее вооружение Эр-Рияду. В ответ королевство гарантировало надежность поставок нефти в США и поддержку стабильности доллара как основы мировой финансовой системы за счет использования американской валюты при расчетах с покупателями нефти и вложения нефтяных доходов в казначейские обязательства США. Отношения Эр-Рияда и Вашингтона не всегда были безоблачными, но усиление роли сланцевого сектора в США в 2010-е гг. внесло серьезный дисбаланс в договоренности 1974 г. Сегодня Саудовская Аравия считает, что сланцевый сектор не имеет отношения к соглашению 1974 г.: это обычный участник нефтяного рынка и, значит, он может быть подвергнут недружественным ценовым атакам со стороны стран – членов ОПЕК и их союзников.

По всей видимости, американцы согласились с саудовской трактовкой – так как прямой финансовой помощи сланцевым компаниям не оказано, они отданы на волю рынка. Но Дональд Трамп и конгресс, понимая, что у саудовцев нет выбора в вопросах обеспечения безопасности королевства, использовали это обстоятельство для принуждения Эр-Рияда к двойному сокращению добычи. 2 апреля Дональд Трамп убедил саудовцев пойти на соглашение с Россией и убрать с рынка порядка 10 млн баррелей в день под угрозой вывода войск США из Саудовской Аравии. Но сокращение добычи показалось США недостаточным, и тогда Трамп отдал распоряжение ВМС атаковать иранские водные цели, угрожавшие американским судам, и заявил, что намерен вывести противоракетные системы Patriot из Саудовской Аравии, а затем сократить и военную мощь, необходимую для противодействия Ирану (страны – непримиримые противники, они придерживаются разных течений в исламе). Все это побудило Эр-Рияд 11 мая пойти на сокращение добычи еще на 1 млн баррелей в день с июня и призвать последовать этому примеру других участников соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК.

По экономическим и внешнеполитическим причинам кажется крайне маловероятным, чтобы Эр-Рияд решился использовать свои козыри из соглашения 1974 г. против США – такие, как угроза отказаться от доллара в торговле нефтью или от вложения этих долларов в американские гособлигации. У саудовцев свежа в памяти атака дронов на их нефтяную инфраструктуру в сентябре 2019 г.

Американцы тоже не готовы идти на ухудшение отношений с Эр-Риядом – и всерьез не рассматривают ни принятие антикартельного закона NOPEC, направленного против ОПЕК, ни введение пошлины на импорт саудовской нефти. Поэтому власти США решили бросить сланцевым компаниям гигантский спасательный круг – дать им право учитывать убытки текущего и будущих отчетных периодов при расчете налоговых отчислений за прошедшие пять лет, предоставить им доступ к федеральной кредитной программе на $600 млрд и сократить рентные платежи за пользование федеральными землями в течение 60 дней с 12,5 до 5%. 37 сланцевых и нефтесервисных компаний уже подали заявки на возврат налогов на $1,9 млрд, часть из них даже получили несколько сотен миллионов долларов. По федеральной программе займов средние и малые компании могут не только оформить кредиты на сумму до $200 млн каждая, но и использовать эти кредитные деньги для расчетов с прежними кредиторами. Большую роль в лоббировании этих мер поддержки сланцевых добытчиков сыграли республиканцы из нефтедобывающих штатов – Тед Круз из Техаса и Кевин Крамер из Северной Дакоты.

По всей видимости, американские президентские выборы 2020 г. дадут старт новому раунду борьбы между зеленой политикой демократов и углеводородной – республиканцев, уже сумевших отменить многие зеленые инициативы Барака Обамы и вывести США из Парижского соглашения. Но после пандемии COVID-19 республиканцы столкнутся со стремительно нарастающей волной сторонников зеленой энергетики среди крупнейших финансовых и корпоративных игроков как внутри США, так и за рубежом. 13 мая в конгресс уже обратились руководители 330 американских компаний, от Microsoft до General Mills, с совокупной рыночной капитализацией $11,5 трлн и потребовали сделать упор на использование возобновляемых и чистых источников энергии в планах постпандемического экономического восстановления США. Подобные же идеи активно распространились и среди крупных инвесторов, управляющих активами на сумму свыше $40 трлн – состоящих на таких зеленых площадках, как Climate Action 100+, Ceres, CDP, Investor Group on Climate Change.

10 июня Россия примет участие в очередном саммите стран – участниц соглашения ОПЕК и не-ОПЕК, где будет рассмотрен вопрос о дальнейшем сокращении добычи. России было бы целесообразно поддержать позицию Саудовской Аравии, продолжить конструктивное с нею сотрудничество. Но уже сейчас и независимо от каких-либо инициатив ОПЕК или иных стран – экспортеров нефти Россия должна принять срочные комплексные меры, чтобы обеспечить устойчивость нефтяной промышленности страны, которая продолжает бороться с катастрофическими последствиями «идеального шторма»: избытка предложения и замедленного роста спроса на глобальном рынке нефти и нефтепродуктов.

Российскому руководству стоит обратить внимание на действия американских властей, которые стремительно подключили свою сланцевую индустрию к аппарату финансового жизнеобеспечения, напичкав ее лекарствами, чтобы она продолжала существовать даже в состоянии «искусственной комы» и потом была способна быстро восстановиться. Стоило бы наладить финансовую и налоговую поддержку ключевой для российской экономики отрасли. Если это будет сделано в недостаточной степени или с задержкой, российские нефтяники могут оказаться в проигрышном положении, когда баланс между спросом и предложением на рынке будет восстановлен и цена достигнет отметки, необходимой для запуска добычи сланцевой нефти в США. Стоит также учитывать, что поддержка зеленой энергетики в Европе и США усиливается и после пандемии переход к чистым источникам энергии может ускориться и произойти не в 2050 г., как считалось раньше, а уже в 2035 г. Сегодня России, пристально следящей за передвижениями фигур на шахматной доске нефтяного рынка, следует готовиться к новым реалиям меняющегося мира энергетики, тренды которого будут больше сопоставимы со скоростями хоккея. Воистину, «хорошие хоккеисты находятся там, где шайба, великие – там, где она будет». И последнее: саудиты не играют в хоккей.

Авторы — управляющий директор; член консультативного совета Oxford International Centre, Великобритания