Саудовской Аравии придется забыть об амбициозных реформах

Обвал нефти в 2014–2016 гг. заставил заговорить о преобразованиях, а в 2020 г. – отложить их
Amr Nabil / AP

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман четыре года назад объявил о планах радикально преобразовать экономику, снизив ее зависимость от экспорта нефти. Его стратегия получила название «Видение 2030», но уже «в 2020 г. мы сможем жить без нефти», говорил он в апреле 2016 г. Принц также утверждал, что его не волнует, какими будут цены на нефть.

Кое-что из задуманного осуществить удалось. Например, в декабре 2019 г. Эр-Рияд провел IPO нефтяной госкомпании Saudi Aramco, хотя оно прошло не так, как было задумано: акции купили практически лишь местные инвесторы, капитализация составила $1,7 трлн вместо $2 трлн, привлечь удалось $29,4 млрд за 1,5% акций вместо ожидавшихся $100 млрд за 5%. Но разразившаяся в 2020 г. пандемия COVID-19 создала беспрецедентный кризис, практически парализовав мировую экономику. Резкое снижения спроса на нефть и развал сделки ОПЕК+ в марте обрушили цены, а стоимость фьючерсов на североамериканскую нефть WTI в апреле и вовсе впервые в истории стала отрицательной. Поэтому приоритеты саудовского правительства, вопреки прежним громким заявлениям, изменились.

Ужесточение фискальной политики

11 мая было объявлено о мерах по сдерживанию роста бюджетного дефицита. В июле правительство повысит с 5 до 15% НДС, впервые введенный в стране лишь в 2018 г. С июня оно отменит ежемесячные выплаты прожиточного минимума госслужащим, которые были введены в качестве компенсации за появление НДС. Кроме того, правительство собирается сэкономить 100 млрд риалов ($26,6 млрд), сократив расходы на государственные программы, в том числе входящие в план реформ принца Мухаммада.

«Принятые меры болезненны, но необходимы и помогут достичь экономической и финансовой стабильности», – заявил министр финансов Мухаммад аль-Джадаан.

Саудовская Аравия еще до пандемии предупреждала, что бюджетный дефицит может достичь 6,5% ВВП в 2020 г. Теперь ожидается, что он окажется вдвое больше, пишет The Wall Street Journal. Также МВФ прогнозирует, что ВВП в этом году сократится на 2,3% вместо ожидавшегося роста на 2,2%.

Ранее принц Мухаммад уже сокращал субсидии на топливо, воду и электричество, пытаясь реформировать экономику и бюджет, но все равно старался избегать непопулярных мер. «Выплата прожиточного минимума [госслужащим] была признаком того, что власти опасаются слишком сильно обременять домохозяйства, – отмечает Джейсон Туви из Capital Economics (цитата по WSJ). – Но теперь, похоже, они поняли, что населению придется тоже посильнее затянуть пояса».

По словам Туви, в конечном итоге план наследного принца может превратиться в «Видение 2035» или даже «Видение 2040».

Вирус в королевстве

Пандемия COVID-19 не обошла Саудовскую Аравию стороной. По данным Университета Джонса Хопкинса на 12 мая, там зафиксировано 42 925 случаев заражения новым коронавирусом, 264 больных скончались. Для борьбы с вирусом на всей территории страны введен комендантский час с 17.00 до 9.00. Это тоже бьет по экономике. В середине марта правительство объявило о пакете мер на $32 млрд для поддержки частного сектора, включая выплату 60% зарплат сотрудникам частных компаний в течение трех месяцев.

Добровольно-вынужденное сокращение нефтедобычи

В последние годы Саудовская Аравия ограничивала добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+. В апреле участники сделки, включая Россию, на фоне пандемии экстренно договорились о снижении среднесуточной добычи на 9,7 млн баррелей в мае – июне 2020 г. Цены на нефть хоть и поднялись с минимумов, но с начала года Brent все равно подешевела в два с лишним раза примерно до $30 за баррель. 

Поэтому 11 мая министерство энергетики объявило о добровольном сокращении добычи в июне еще на 1 млн барр./сутки до 7,5 млн барр./сутки в порядке и призвало другие страны последовать этому примеру. Этот призыв поддержали ОАЭ и Кувейт, тоже объявив о дополнительном сокращении в совокупности на 180 000 баррелей в июне. «Сокращение добычи еще на 1,2 млн барр./сутки не сбалансирует рынок, но определенно поможет решить проблему с нехваткой хранилищ и даст время подождать, пока восстановится спрос», – утверждает аналитик Rystad Energy Паола Родригес Масиу (цитата по CNBC).

Несбывшиеся надежды

12 мая Saudi Aramco отчиталась о снижении прибыли в I квартале на 25% в годовом выражении примерно до $16,64 млрд. Несмотря на это, госкомпания намерена выплатить квартальные дивиденды в размере $18,8 млрд. Возможно, для этого ей придется занять средства. Это соответствует планам Saudi Aramco заплатить $75 млрд дивидендов за весь 2020 г., но она не стала уточнять, изменится ли ее дивидендная политика, отмечает Reuters. Гендиректор Saudi Aramco Амин Нассер лишь повторил, что компания собирается уменьшить капитальные затраты до $25–30 млрд в этом году с $33 млрд в 2019 г.

После объявления финансовых результатов акции Saudi Aramco подорожали во вторник на 1,3% до 31,3 риалов. Это меньше цены размещения при IPO (32 риала).

Вывод Saudi Aramco на биржу был важной частью плана наследного принца по диверсификации – полученные средства предполагалось инвестировать в ненефтяные отрасли и технологии через суверенный фонд. Но IPO принесло в три с лишним раза меньше денег, чем ожидалось. Кроме того, принц Мухаммад хотел, чтобы Saudi Aramco приобрела у фонда 70% акций нефтехимической компании Sabic за $69 млрд. Однако и здесь денег может оказаться меньше: в последнее время акции Sabic сильно подешевели и Saudi Aramco хочет изменить условия сделки, пишет WSJ со ссылкой на знакомых с ситуацией людей.

Компенсировать снижение нефтяных доходов Эр-Рияду приходится за счет валютных резервов. В конце апреля саудовский центробанк объявил, что в марте они сократились примерно на $24 млрд до $473 млрд – минимума с 2011 г. Это самое сильное месячное падение за 20 лет.