Снова не хочется быть трубой для прокачки контента

Поможет ли Константин Эрнст в выполнении амбициозных планов МТС

В конце июня в совет директоров сотового оператора МТС может войти (да скорее всего и войдет) гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст. Лучшую с тактической точки зрения кандидатуру сложно себе представить – медиабизнес стал приоритетным для компании. В прошлом году оператор создал подразделение «МТС медиа», отвечающее за производство и дистрибуцию контента. Для развития этих проектов компания привлекала бывшего гендиректора ТНТ Игоря Мишина. Подкрепить медийные амбиции МТС должна купленная также в 2019 г. киностудия. Ну и, естественно, улучшить развлекательную составляющую бизнеса МТС должно СП с «Первым каналом», о планах создания которого было объявлено в марте. Для планов такого размаха знания и опыт Эрнста действительно незаменимы. Более того, не будет удивительно, если в штатном расписании МТС или «МТС медиа» вскоре появится должность главного режиссера.

Пока медиабизнес – около 2% выручки МТС, т. е. 10 млрд руб., заявил 26 мая президент компании Алексей Корня. Правда, в эту сумму входят и доходы от традиционных для оператора услуг платного ТВ. Не пусто – но пока еще и не густо.

На первый взгляд все складывается идеально: есть и деньги, и политическая воля развивать медиабизнес. Но в свете истории отрасли связи перспективы начинания выглядят неоднозначно. Сколько я пишу про отрасль связи, столько слышу от ее представителей: мы не хотим быть трубой для прокачки контента, мы хотим на нем зарабатывать, да мы, да вот сейчас... «Сейчас» продолжается по сю пору – погоды на медиарынке телекоммуникационные компании как не делали, так и не делают. Упражнения с контентом были и продолжаются – но в подавляющем большинстве случаев нишевые. Медийные проекты связистов просто не соответствовали и не соответствуют размеру компаний, которые пытаются их воплощать.

Дело не в отсутствии денег, талантов или воли. Вопрос скорее в мировоззрении людей, отвечающих за развитие телекоммуникационного бизнеса. На дворе эпидемия коронавируса (надо увеличивать пропускную способность сетей), строительство инфраструктуры для пятого поколения связи, закон Яровой. Если зайти в кабинет к телекомменеджеру и сказать: давайте потратим $100 млн не на все это, а на сезон крепкого, качественного сериала – боюсь, он не поймет. Тем более если еще ему сказать: если сериал провалится, давайте потратим еще $100 млн и снимем новый. Очень упрощенно, но так работает медиабизнес. И так не работает телеком – просто не может позволить себе так работать.

Конечная цель любого, кто занимается медиабизнесом, – отдает он себе в этом отчет или нет – войти в вечность. Побочные продукты вечности (они же мощнейшие стимулы) – слава, ковровые дорожки, востребованность, уверенность в том, что есть что сказать людям. Размышляют ли об этих прелестях шоу-бизнеса основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков и Алексей Корня, неизвестно. Сотовая связь сейчас одна из самых незаметных услуг на свете: кто стоит за тем, что она работает, никому по большому счету не интересно. И конечно, такой бизнес не предполагает постоянной, ежедневной публичности, нацеленной на то, что завтра ее будет еще больше. Очевидно, МТС и «Системе», делающим ставку на медиа, придется решить, действительно ли они хотят прославиться таким образом и оставить такой след в истории.