Президент России выполнил парадные обязательства

Но отметить 75-летие Победы так, как было задумано, Кремлю уже не удастся

Владимир Путин выполнил обещание, данное россиянам 9 мая в телеобращении у Могилы Неизвестного Солдата: парад в честь 75-летия Победы, перенесенный из-за пандемии коронавирусной инфекции, пройдет 24 июня. А еще через месяц, 26 июля, в день Военно-морского флота, запланировано шествие «Бессмертного полка» – хотя в зависимости от эпидемиологической ситуации возможен его перенос и на более поздний срок, предупредил предусмотрительный президент.

Вообще-то Владимир Путин, как мне кажется, должен быть обижен на дружественный Китай вообще и своего «дорогого друга Си» в частности куда больше, чем, например, Дональд Трамп, требующий от Пекина компенсации за утаивание правды об уханьском коронавирусе. Президента США, как настоящего бизнесмена, больше волнует триллионный ущерб для американской экономики. Путину же эта пандемия порушила всю стройную идеологическую концепцию 2020 г., что никакими цифрами измерить невозможно.

А ведь как хорошо все было задумано!

Январь – послание президента Федеральному собранию и запуск реформы Конституции. Февраль – единодушное принятие Госдумой президентских поправок с ключевой добавкой в виде обнаруженного многоуважаемой Валентиной Терешковой «обнуления в кустах». Март – не менее единодушное одобрение конституционной реформы региональными парламентами и оживленное обсуждение поправок простыми россиянами при содействии федеральных телеканалов.

Апрель – триумфальное общероссийское голосование за изменение Конституции с результатом, близким к триумфальным же для кандидата Путина президентским выборам – 2018.

Наконец, май! Грандиозное празднование юбилея Победы в компании многочисленных зарубежных союзников и даже (чем черт не шутит) кое-кого из так называемых партнеров.

Результатом выполнения этого стройного плана должны были стать резкий подъем патриотических настроений, фактическое возрождение крымского консенсуса на новой основе, убедительная демонстрация неуклонно возрастающей роли России в мировой политике и в конечном счете – запоздалое, но неизбежное признание западными лидерами неуместности антироссийских санкций. Заодно, глядишь, и рейтинги власти наконец бы подросли, а то Кремлю наверняка уже надоело отбиваться от независимых социологов с их вредительскими опросами и от независимых СМИ, эти опросы радостно тиражирующих.

Что же вместо того?

Торжественное и размеренное принятие конституционных поправок сначала схлопнулось до предельно сжатых сроков (надеялись проскочить до разгула вируса), а потом, наоборот, затянулось до неприличия из-за невозможности поставить финальную точку в разгар эпидемии. Штатные пропагандисты вынужденно переключились на разъяснение мудрой политики властей в борьбе с вирусом. А народ о «путинской Конституции» начал потихоньку забывать, несмотря на поднадоевшие телеролики.

Перенесенный на 24 июня парад все равно будет восприниматься как нечто вторичное – и не только из-за того, что его воздушная часть 9 мая все-таки состоялась. Просто особая атмосфера этого праздника во многом связана именно с исторической датой, а сам по себе факт проезда по Москве танковых колонн подобной ауры не создает. К тому же прилетят на юбилей в лучшем случае только главы стран СНГ, да и то, возможно, не все. А к западным «партнерам», похоже, решили даже не обращаться, чтобы не получать обидных отказов, так что транслировать месседж «окончательного вставания с колен» придется исключительно на постсоветскую аудиторию.

В плодотворности идеи превратить 24 июня в день победы над пандемией тоже есть серьезные сомнения. Можно, конечно, отправить на Красную площадь вслед за военными колонну врачей, ученых и официантов, которые бросят к подножию Мавзолея защитные костюмы, пробирки с поверженным коронавирусом и таблички «Закрыто на карантин». Но как будут смотреться эти торжества, если спустя пару-тройку месяцев начнется вторая волна эпидемии, которой, кстати, может поспособствовать и горячее желание во что бы то ни стало вывести на улицы «Бессмертный полк»?

Вот и выходит, что, несмотря на все клятвенные обещания, отпраздновать нынешний юбилей Победы так, как было задумано, России уже не удастся. И с этим, наверное, надо просто смириться, начинать готовиться к новым торжествам, которые, даст бог, пройдут в менее чрезвычайной обстановке. Тем более что благодаря «поправке имени Терешковой» Владимир Путин вполне может дождаться еще нескольких юбилеев Победы в нынешней должности.