Как исправить антивирусный произвол

Московская прокуратура должна просто выполнить свои обязанности

Во вторник координационный совет правительства России по борьбе с коронавирусом поручил Министерству юстиции, Минздраву и Роспотребнадзору совместно с правительством Москвы проанализировать практику применения нормативных правовых актов (в том числе указов мэра Москвы Сергея Собянина), принятых во имя борьбы с эпидемией. Особое внимание предлагается обратить на положения в этих нормативных актах, в наибольшей степени затрагивающие права и интересы граждан.

Пожалуй, самое сильное раздражение москвичей вызывает так называемый автоматический порядок наказания за нарушение режима повышенной готовности (ч. 1.1 ст. 16.6 московского кодекса об административных правонарушениях). На основании этой статьи московские власти получили право штрафовать за езду без цифрового пропуска или несоблюдение самоизоляции по той же процедуре, как за превышение скорости: нарушение фиксирует дорожная камера, приложение «Социальный мониторинг» или система распознавания лиц и контролирующий орган сразу выписывает постановление о штрафе – без заслушивания предполагаемого нарушителя и составления протокола.

Главный содержательный недостаток этой упрощенный процедуры – в ней нет защиты от ошибок систем цифрового контроля за горожанами. Доказать отсутствие нарушения или отсутствие вины до получения штрафа в принципе невозможно. Есть и формальное противоречие: такой порядок назначения наказаний может быть установлен только на федеральном уровне, а в КоАПе России для таких нарушений он не предусмотрен. Тысячи москвичей считают «автоматические штрафы» несправедливыми и оспаривают их. На конец прошлой недели в столичных судах было зарегистрировано более 7000 жалоб на них, и количество жалоб растет каждый день. Сам «упрощенный порядок» еще 15 апреля был оспорен в Московском городском суде, рассмотрение иска начнется 11 июня.

Потому-то поручение правительственного совета многих и обнадежило: в нем увидели подготовку к пересмотру «автоматических штрафов» и других одиозных антивирусных ограничений. Правда, Минюст в пятницу уже сообщил, что его анализ не выявил никаких противоречий. Тем не менее при наличии политической воли массовый произвол, созданный московской карательной инновацией, можно сравнительно легко исправить.

Для этого правительство должно попросить Генеральную прокуратуру проверить соответствие федеральному законодательству ч. 1.1 ст. 16.6 КоАПа Москвы. Прокуратура (она и сама может начать проверку) констатирует противоречия и приносит протест на эту норму. Московская городская дума протест удовлетворяет и исключает ее из кодекса.

Исправить последствия своей юридической ошибки и аннулировать «автоматические штрафы» городская дума сама не может (такая попытка будет новым вторжением города в федеральную компетенцию согласно ст. 1.3 КоАПа России). Отменить их могут суды. А также руководители московских «карательных органов» (Главное контрольное управление, Административная дорожная инспекция (МАДИ) и Объединение административно-технических инспекций, ОАТИ), но не по своей инициативе (таким правом их КоАП России опять же не наделяет), а лишь по жалобам привлеченных к ответственности граждан или по протестам прокуроров.

На мой взгляд, работу по обжалованию штрафов было бы правильно взять на себя московской прокуратуре, чтобы еще раз не обременять неправильно оштрафованных горожан этими хлопотами. Тем более что прокуратура разделяет с думой и мэром ответственность за появление закона об автоматических штрафах (она выдала на его проект положительное заключение).

Прокуратура может запросить у городских ведомств сведения о постановлениях по ст. 3.18.1 КоАПа Москвы, вынесенных без составления протокола, а затем опротестовать их. В протесты придется включить ходатайства о восстановлении пропущенного 10-дневного срока обжалования. Далее начальники Главного контрольного управления, МАДИ и ОАТИ удовлетворяют протесты и все постановления отменяют. Было бы правильно при рассылке оштрафованным копий решений об отмене сопроводить их официальными извинениями. А также организовать автоматический возврат уплаченных штрафов.

Так, на мой взгляд, можно исправить создавшееся положение – быстро, законно и безболезненно для пострадавших. Альтернатива – тысячи судебных процессов, которые растянутся на многие месяцы.

Автор юрист, депутат муниципального округа Раменки, соистец по делу об отмене ч. 1.1 ст. 16.6 КоАПа Москвы, рассматриваемому Московским городским судом