Не надо рыскать глазами

Президент объяснил, зачем ему может быть нужно баллотироваться пятый раз

Владимир Путин признал очевидное. В эфире телеканала «Россия 1» он сообщил, что может баллотироваться на пятый срок, если поправки в Конституцию будут одобрены на общероссийском голосовании. За этим признанием угадывается еще одна попытка мобилизовать на голосование лоялистски настроенных обывателей.

Если поправки в Конституцию не примут, то через два года «вместо нормальной, ритмичной работы на очень многих уровнях власти начнется рыскание глазами в поисках возможных преемников», сказал Путин и тут же предупредил: пока он для себя «еще ничего не решил».

Заявление президента прозвучало 21 июня в интервью для документального фильма «Москва. Кремль. Путин». Государственные фильмы о президенте – всегда с продуманными посланиями, этот подается на «России 1» как подведение итогов 20-летнего правления Владимира Путина, который впервые вступил в должность президента в мае 2000 г.

Внезапный рассказ Путина о его возможном пятом президентском сроке – еще на шесть лет до 2030 г. – явлен за три дня до начала всенародного голосования об изменении Конституции, оно продлится с 25 июня по 1 июля. Вся агитационная кампания за участие в плебисците строилась на том, что поправки нужны, чтобы раскрыть социальный характер государства, защитить историческую правду, традиционную семью, повысить благосостояние россиян. То, что они обнуляют президентские сроки Путина, официальные толкователи смысла поправок обходили стороной. Даже на портале 2020og.ru для электронного голосования о поправках изменения, обнуляющие президентские сроки Путина, первоначально – конечно, по техническим причинам – не упоминались.

Решение президента публично раскрыть в телеэфире о себе секрет Полишинеля позволяет сделать два вывода.

Первый. Проблема транзита власти в Кремле так и не решена – не исключено, что она вообще нерешаема. Путин и на четвертый срок шел, потому что не нашли преемника. И на третий. В путинской системе транзит и невозможен, считает политолог Александр Кынев: как только появляется преемник, система разваливается. Условный второй номер в авторитарной системе должен быть слабым, безликим – не нести риски для первого лица. Но как такому передать власть?

Второй. Возрастает значение того, чтобы за обнуление всенародно проголосовало большинство хотя бы от проголосовавших. А гарантий этого нет – поправки разделили россиян с небольшим перевесом сторонников над противниками, с решающей долей неопределившихся. Послание Путина телевизионной аудитории, в первую очередь старшему поколению, что одобрение поправок и главной из них, об обнулении сроков, позволит избежать в стране неопределенности, может привлечь неопределившихся на его сторону. Они, по опросам, скорее лоялисты, им голосование о поправках неинтересно, объясняет Денис Волков из «Левада-центра». Правда, таким образом Путин может подхлестнуть и противников поправок, которые мобилизованы хуже, чем сторонники, и большая часть из них не собирается голосовать вообще.

Указание Путина, чем важны поправки, саму проблему транзита не решает, у Кремля есть в запасе пара лет подумать еще. Расчет, похоже, все-таки на то, чтобы мобилизовать сторонников Путина и тех, кто хотел бы «ритмичной работы» власти. Но всю кампанию власти уходили от темы обнуления. Раскрыв под конец ее главную цель, в Кремле пускают всю кампанию под откос, считает Кынев.

Прежде лоялистов деморализовывали разговоры, что Путин уходит, но ситуация изменилась. Его личный рейтинг за последние 2,5 года снизился в 2 раза, говорит Волков. Среди сторонников Путина доминирует идея о его безальтернативности – но потому, что другие еще хуже. Какого-то страха, что Путин уходит в 2024 г., у россиян не было, расчет на то, что его «сильная рука» нужна как единственная надежда в период посткоронавирусной неопределенности, теперь может и не сработать.