Театральный барак

Кого греют мечты о «шарашках» и крепостных театрах
РИА Новсти

Некоторые действия силовиков против деятелей науки и культуры напоминают сталинские практики создания в неволе учреждений, где осужденные видные ученые, актеры и режиссеры работали по специальности и создавали генералам ГУЛАГа репутацию меценатов.

22 июня прокуратура потребовала для обвиняемого в хищении театрального режиссера Кирилла Серебренникова шесть лет колонии. Для других фигурантов она запросила от четырех до пяти лет лишения свободы.

Днем раньше тверская прокуратура обжаловала условно-досрочное освобождение осужденного за госизмену 79-летнего сотрудника «ЦНИИмаша» Владимира Лапыгина. Столичные силовики задержали издателя «Медиазоны» и участника арт-группы «Война» Петра Верзилова и обыскали галерею, где экспонировались картины группы.

Стремление посадить всемирно известного режиссера, вероятно, означает, что силовики хотят использовать момент, когда театралы из числа политических управленцев заняты поправками в Конституцию, и завершить в свою пользу дело, обернувшееся для них «дураками» от президента и «козлами» от экс-премьера. Попытка оставить в заключении пожилого ученого выглядит бесчеловечной даже на фоне привычной жестокости правоохранителей и судов. Реальные причины задержания Верзилова пока остаются загадкой.

Три разные истории может объединять стремление группы силовиков восстановить тюремное государство в государстве. В сталинские годы в системе НКВД работали называвшиеся «шарашками» институты, где в привилегированных по лагерным меркам условиях работали осужденные ученые (среди них будущий отец советской космонавтики Сергей Королев, авиаконструкторы Андрей Туполев и Николай Поликарпов). Сейчас за решеткой находится немного ученых, но на одно конструкторское бюро, занятое проектами на зависть Илону Маску, хватит.

У театров ГУЛАГа также богатая история: первый из них действовал еще в Соловецком лагере. Знаменитыми стали театры Воркутинского, Северного железнодорожного и Северо-Восточного управлений лагерей. Среди их труппы были знаменитости: актер и режиссер Борис Мордвинов, драматург Алексей Каплер, актер Вацлав Дворжецкий. Генералы и старшие офицеры ГУЛАГа, давшие добро на создание крепостных театров, получили репутацию меценатов: работавшие в них люди получили освобождение от общих работ.

Возможно, нынешние силовики хотят стать покровителями наук и искусств. Одни мечтают о работающем по спецпропускам театре, где будут работать Серебренников и, возможно, обвиняемый в смертельном ДТП Михаил Ефремов, другие – о композиции «член в плену у СКР», третьи – о подшефном НИИ. Можно было бы завести еще футбольную команду, но Александр Кокорин и Павел Мамаев уже вышли на свободу по УДО.