Место – деньги

Рейтинг инвестиционной привлекательности стал технологией продвижения регионов

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, который ежегодно делает АСИ, могут периодически критиковать – за неполноту списка субъектов (всего 30) и методологию. Его авторам стоит подумать и над тем, чтобы публичную часть своего продукта делать более широкой, не ограничиваясь усеченными показателями. Однако даже то, что есть, хорошо демонстрирует особенности регионального развития страны.

Первые места рейтинга стабильно держат Москва и Татарстан. Если лидерские позиции Москвы обеспечены возможностями ее рынка и концентрацией ресурсов, то рейтинг ближайшего конкурента – итог борьбы разных претендентов. Успех Татарстана, как объясняют эксперты, связан с едва ли не маниакальным желанием местной власти оказаться лучшим регионом для инвестиций, политикой опеки над каждым серьезным инвестором. В минус играет стереотипное представление об общей непрозрачности и специфике отношений в национальных республиках, но даже при этом Татарстан служит бенчмарком для большинства регионов.

В первой двадцатке рейтинга как минимум шесть регионов относят к пространству так называемой московской метрополии. Они испытывают «гравитационное воздействие» Москвы и выигрывают во многом за счет общего экономического пространства. Это, к примеру, Тульская (3-е место), Московская (5-е), Калужская (8-е), Ярославская (10-е) области. Влияние Москвы носит здесь разновекторный характер: с одной стороны, центр втягивает в себя ресурсы, с другой – создает вокруг зону интенсивного освоения.

Однако наличие ресурсов не самый определяющий фактор. Из группы профицитных сырьевых регионов только Ханты-Мансийский округ вошел в первую двадцатку (14-е место). В значительной мере такой результат обусловлен низкой диверсификацией нефтегазовых провинций, превалированием их сырьевого козыря. Надо при этом учесть, что база для рейтинга собиралась еще до весеннего обрушения цен на нефть.

Среди субъективных факторов ключевое значение придается наличию сильной команды – хорошо структурированному распределению полномочий внутри иерархии при отсутствии расколов элит. Кроме того, важно умение осознанно работать с рейтингами и целенаправленно воздействовать на параметры с наибольшими весами.

Эксперт по региональным процессам Владислав Шулаев из агентства АГТ поясняет: «Рейтинги стали не только инструментом сравнительной оценки, но технологией продвижения регионов. Из многочисленных направлений активности администрация может выбрать именно те, которые помогут повысить ее позиции, сфокусироваться на них. И сам рейтинг начнет работать на инвестиционную привлекательность региона».

Хорошо заметно, что региональное деление страны, сложившееся в индустриальную эпоху, все меньше соответствует реальным экономическим процессам. Общими для всех, впрочем, остаются проблемы: так, не менее трети предпринимателей признают, что подвергаются избыточному административному давлению.-

Инвестпривлекательность