Боевые корабли вышли в серию

Состоялась закладка сразу шести единиц для российского ВМФ

Вчера, в один день, были заложены сразу шесть крупных боевых судов для ВМФ России. Это очень серьезная заявка: впервые в постсоветский период делается реальная попытка серийного строительства кораблей и подводных лодок основных классов. До сих пор их строительство велось бессистемно и с постоянными переносами сроков готовности.

Первым шагом стало развертывание начиная с 2012 г. серийного строительства на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 09552 («Борей-А»). Результат – вывод из эллинга 16 июня 2020 г.уже второго атомного подводного ракетного крейсера этого типа «Князь Олег».

Что до шести свежезаложенных судов, то наибольшее внимание привлекает закладка на судостроительном заводе «Залив» в Керчи двух универсальных десантных кораблей проекта 23900, «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», которые по своим размерам (полное водоизмещение – около 25 000 т) станут крупнейшими надводными боевыми кораблями. Эти авианесущие корабли должны заменить два так и не доставшихся России французских десантных корабля типа Mistral. Ввод в строй наших кораблей кардинально повысит возможности российского ВМФ по присутствию в дальней морской зоне. Важно, что само их строительство стало возможно благодаря тому, что вместе с Крымом Россия в 2014 г. вернула себе один из ключевых советских судостроительных заводов «Залив», специализировавшийся на крупнотоннажном судостроении и располагающий крупнейшим в бывшем СССР сухим строительным доком.

Сейчас на «Севмаше» в Северодвинске закладываются два атомных подводных крейсера модифицированного проекта 885М («Ясень-М»), «Владивосток» и «Воронеж» – седьмой и восьмой в серии. Испытания головной атомной подводной лодки этого проекта «Казань» находятся на завершающей стадии, вторая однотипная лодка «Новосибирск» была выведена из цеха «Севмаша» в декабре 2019 г., что свидетельствует о развертывании строительства кораблей этого проекта во все более упорядоченных графиках. Переход к серийному строительству атомных многоцелевых подводных лодок проекта 885М имеет критически важное значение для ВМФ России, атомные подводные силы которого сейчас находятся на минимуме боеготовности – достаточно напомнить, что за последние 20 лет флот получил только одну атомную многоцелевую подводную лодку. Большая часть номинально сохраняющихся в строю атомных подлодок позднесоветской и раннепостсоветской постройки сейчас находятся в длительных ремонтах, в результате чего количество боеспособных атомных нестратегических подводных лодок в ВМФ России сейчас буквально можно пересчитать по пальцам.

Наконец, закладка на Северной верфи в Санкт-Петербурге седьмого и восьмого фрегатов проекта 22350 с названиями «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» должна ознаменовать долгожданное полноценное строительство фрегатов этого типа. Первый из них – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – строился и испытывался 12 лет, прежде чем был сдан флоту в 2018 г., второй – «Адмирал флота Касатонов» – 11 лет, он должен поднять флаг 21 июля. Затянувшееся мучительное рождение фрегатов данного типа, которые мыслятся как основные перспективные российские надводные боевые корабли дальней морской зоны, оставило надводные силы ВМФ России без должной замены, заставляя флот буквально на износ эксплуатировать и латать оставшиеся в боевом составе крупные надводные корабли советской постройки. Теперь появилась надежда, что родовые муки преодолены и через несколько лет фрегаты проекта 22350, включая их модифицированные варианты, начнут регулярно и во все нарастающем количестве поступать на флот.

Переход к серийному строительству фрегатов проекта 22350 знаменует преодоление еще одной ключевой проблемы российского судостроения – зависимости от газотурбинных двигателей, производившихся на НПО «Зоря-Машпроект» в украинском Николаеве. В 2020 г. ПАО «ОДК-Сатурн» должно наконец отгрузить первые газотурбинные двигатели и редукторы российского производства для третьего строящегося фрегата проекта 22350 «Адмирал Головко», спущенного на воду на Северной верфи в мае. Очевидно, что, несмотря на все трудности с организацией их производства, в ближайшие годы «ОДК-Сатурн» сможет начать серийные плановые поставки своих корабельных газовых турбин, что позволит перейти и к серийной сдаче новых фрегатов.

Автор — эксперт Центра анализа стратегий и технологий