Оборудование на доверии

Какими должны быть главные критерии развития отечественной электроники
Между российскими производителями развернулись ожесточенные споры, кто достоин, а кто не достоин называться российским, каким должен быть порядок экспертизы и подтверждения «российскости» /Максим Стулов / Ведомости

В «Ведомостях» эксперты комментируют указ президента об использовании российского оборудования и ПО в критической инфраструктуре. Эта заметка вызвала резонанс в отрасли.

Из комментариев складывается впечатление, что российская промышленность не сможет обеспечить безопасность инфраструктуры, а принимаемые государством меры регулирования несистемны. Возможно, ни у кого пока нет готовых правильных рецептов. Но государство, работая с отраслевыми сообществами, все-таки нащупывает эффективные решения. И подтверждением тому – рост отрасли в 2020 г. более чем на 5% при значительном падении общего объема рынка.

Вполне естественно, что первыми были опробованы «простые», лежащие на поверхности решения, ограничивающие закупки импорта государственными заказчиками и компаниями, контролируемыми государством. Постановлением правительства № 925 была введена сначала 15%-ная, а затем 30%-ная ценовая преференция для российской электроники, участвующей в торгах. Преференции не оказали почти никакого влияния на развитие отрасли. Выяснилось, что российские производители не пересекаются на торгах с импортом. Выбор продукции, как правило, предопределяется техническими требованиями, техническими заданиями заказчиков, а не в закупках. На торгах конкурируют импортеры, соревнуясь в снижении своих наценок. Если же в редких случаях технические требования составлены под использование российской продукции, то импорт просто не выходит на торги.

Прежде чем переносить регулирование на этап формирования технических заданий, были ужесточены требования по закупкам российской продукции. Постановлением правительства № 878 был введен запрет на закупки импортной электроники при участии в торгах российских производителей. Этим же постановлением были установлены правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Реестр стал яблоком раздора в отрасли – между российскими производителями развернулись ожесточенные споры, кто достоин, а кто не достоин называться российским, каким должен быть порядок экспертизы и подтверждения «российскости». Это продолжается до сих пор и отвлекает огромные ресурсы на GR, расширение юридических служб, оплату проверок. При всей своей сумбурности обсуждение российскости выводит сейчас компании и государственных регуляторов на реалистичную совместную оценку имеющихся возможностей отрасли, согласование задач на ближайшую и долгосрочную перспективу. Этот попутный результат, на мой взгляд, становится важнее самого реестра.

В этом году Минпромторг планирует ввести балльную систему критериев продукции российского происхождения, существенно скорректировав постановление правительства № 719, привязать требования по уровню локализации к планам развития производственных и технологических возможностей. То есть, начав с обсуждения «российскости», мы приходим к планированию развития отрасли, в которое вовлечены все крупнейшие государственные и частные компании, отраслевые ассоциации и консорциумы. Следующий ожидаемый шаг – согласование программ государственной инвестиционной поддержки, переход от распыления денег на поддержку выживающих к консолидации ресурсов на масштабных проектах с выходом на массовое производство.

Самым важным, на мой взгляд, направлением развития российской электроники и отрасли разработчиков программного обеспечения является создание доверенных (безопасных и устойчивых) программно-аппаратных платформ и прикладных решений на их основе. Это решения по управлению рисками информационной безопасности, санкционной устойчивости, технологической зависимости. Для заказчиков информационных технологий не только в России, но во всем мире критерий доверия является одним из важнейших факторов ценности. Критерий «российскости» для заказчиков таким не является.

Думаю, что со временем государственное регулирование рынка информационных технологий будет переходить от использования критерия «российскости» к регулированию по критерию доверия. Поворотным может стать недавний указ президента «О мерах экономического характера по обеспечению технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры». Им поставлена цель – безопасность и технологическая независимость. И хотя задача определена как переход объектов инфраструктуры на использование российского оборудования и ПО, я думаю, в дальнейшем цель будет определять критерии. И это решит многие представленные выше проблемы государственного регулирования.

Критерий доверия и безопасности переносит регулирование на этап формирования технических требований и технических заданий, и именно этот этап определяет выбор продукции, а не этап закупок. Создание и внедрение доверенных решений сделает заказчиков, российских разработчиков и государственных регуляторов партнерами, снимет проблему раздора вокруг критериев российскости. И концепция доверия, реализованная в открытых архитектурах, интерфейсах, стандартах открывает огромные перспективы по расширению продаж в других странах. Может быть, с информационных технологий начнутся более широкие изменения, которые со временем сделают Россию примером и экспортером открытости.