У института информаторов ЦБ нет перспективы
Банку России надо совершенствовать другие механизмы контроля качества финансовых услугК защите прав потребителей финансовых услуг могут подключить осведомителей ЦБ из числа сотрудников самих финансовых организаций, которые будут докладывать регулятору о нарушениях, допущенных их работодателем в этой сфере.
К этому решению Банк России подтолкнул лавинообразный рост жалоб потребителей. Так, только за январь – сентябрь 2020 г. регулятору поступило 212 800 жалоб от клиентов финансовых организаций, что на 15,1% больше, чем за аналогичный период 2019 г. При этом количество жалоб на банки выросло сразу на 41,5%. Жалоб могло быть и больше, если бы существенную их часть не «перехватывал» финансовый омбудсмен. Только в III квартале 2020 г. служба финансового уполномоченного получила около 49 000 жалоб. Пока он разбирает дела, связанные со страхованием, однако с этого года займется и урегулированием споров с банками, ломбардами и НПФ.
Может показаться, что информаторы – потенциально неплохой инструмент. Тем более что ресурсы регулятора действительно ограниченны: сбор жалоб клиентов и контрольные закупки по методу «тайного покупателя» – вот, пожалуй, и весь имеющийся арсенал. Но возникают риски, что «доносчики» будут преследовать совсем другие цели. Проще говоря, институт информаторов может стать удобной площадкой для сведения счетов с работодателем. Кроме того, поскольку ЦБ не предполагает выплачивать информаторам вознаграждения, встает вопрос мотивации сотрудников на осведомительство. Ведь сотрудник, обративший внимание на нарушение, может пострадать даже не напрямую (из-за риска увольнения и т. п.), а косвенно – например, лишившись премий или бонусов из-за санкций регулятора в отношении его компании. Наконец, сотрудник, предоставляющий третьим лицам (пусть даже регулятору) информацию о сделках клиента, даже если это вызвано благим желанием уведомить о возможном нарушении его прав, формально нарушает закон о банковской тайне.
Повысит ли этот институт качество предоставляемых финансовых услуг? Значительно – вряд ли. Ключевой вопрос – это выстроенная система «работы над ошибками», когда жалоба клиента рассматривается как повод для улучшения качества работы. Уже сегодня у многих финансовых компаний существуют специальные службы контроля качества, независимые от тех блоков, которые занимаются продажами или развитием. Предложенный ЦБ формат переводит работу с обращениями в другую плоскость, поскольку его итогом становится штраф для компании.
Поэтому лучший как для рынка, так и для регулятора вариант – совершенствование механизма контрольных закупок с привлечением в том числе независимых оценщиков.