Мнения
Бесплатный
Аналитика / Правила игры
Статья опубликована в № 4010 от 08.02.2016 под заголовком: Правила игры: Пособие по карьере

Формальный подход – формальная карьера

Безработицу среди выпускников победят не пособия от вуза, а развитие навыка строить карьеру
Максим Буев

Министр труда Максим Топилин сделал на прошлой неделе интересное заявление: российские вузы должны сами выплачивать пособия по безработице выпускникам, которые не могут трудоустроиться после обучения. Министр, конечно, привлек внимание к острой проблеме, эффективное решение которой пока не нашла ни одна страна в мире. Однако, на мой взгляд, это заявление демонстрирует, насколько формально мыслит чиновник, не пытаясь думать о качественно ином решении проблемы.

И в США, и в Китае, и в Европе безработица среди выпускников вузов весьма существенна. Однако нигде вузы не заставляют выплачивать пособия по безработице выпускникам. Этим вузы отличаются от компаний, которые в некоторых странах де-факто покрывают пособия своих бывших работников. Такие выплаты финансируются за счет сбора с работодателей специальных налогов, которые, в свою очередь, удерживаются из продукта, произведенного уволенным работником. С этой точки зрения удерживать со студента в вузе нечего: он там учится, а не у станка стоит.

Тем временем трудоустройство выпускника вуза при прочих равных зависит от двух параметров. Во-первых, это качество полученного образования и заинтересованность рынка. Во-вторых, это навыки и мотивация выпускника в поиске первой работы. Требования рынка меняются достаточно быстро. Из-за инертности образовательных программ, которая частично объясняется бюрократическим процессом в Рособрнадзоре, абсолютного баланса между тем, чего требует рынок, и тем, чему учат в вузах, достигнуть невозможно. Именно поэтому основная задача вуза – научить студентов учиться: на протяжении всей жизни выпускник должен уметь получать новые знания, чтобы его квалификация соответствовала текущим требованиям рынка. Концепция «пожизненного образования» – life-long learning – уже давно не является чем-то новым для, например, среднего европейца.

Профессионально развиваться и эффективно выстраивать карьеру выпускника не научит ни одно денежное пособие, поскольку это вид пассивной экономической политики. Эффективным же средством борьбы с безработицей являются политики активные. Согласно им, во всех вузах нужно создавать центры карьеры (так называемые career или placement centres), которые бы поддерживали постоянные связи с компаниями в реальной экономике, мониторили ситуацию на рынке, учили выпускников проходить различные виды собеседований, грамотно составлять резюме и вести деловую коммуникацию, писать сопроводительные письма, делать «холодные звонки» и т. п. Таким образом, вузы бы не просто кормили выпускников рыбой, а давали им в руку удочки, причем самой современной модели.

Если же вузы просто обязать выплачивать пособия, то они перенесут эти расходы на абитуриентов. Либо повысят стоимость небюджетных мест, либо начнут принимать только тех, кто достаточно хорош уже при поступлении. Таким образом, проблема безработицы выпускников вузов перерастет в проблему безработицы среди выпускников школ. Проблема нагрузки на бюджет страны не уйдет, только поменяет свое лицо.

Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге