Зачем путешествует Рембрандт

Знаменитая частная коллекция Капланов приезжает в Москву
Люди с развитым эго, одержимые мощными вкусовыми предпочтениями, могут дарить радость не только себе, но и другим

Люди с развитым эго, одержимые мощными вкусовыми предпочтениями, могут дарить радость не только себе, но и другим. За Лейденской коллекцией, часть которой скоро будет открыта для осмотра в московском Пушкинском музее, стоит удивительная семейная чета коллекционеров.

Собрание, в котором хранится единственный частный Вермеер («Девушка за верджинелом») и единственный частный Фабрициус («Явление ангела Агари»), должно было бы быть очень старым, но оно на самом деле очень новое, ему едва 15 лет. Томас Каплан, американский инвестор-золотопромышленник, основатель группы Electrum, начал вместе с женой Дафной Реканати-Каплан собирать живопись в 2003 г., в возрасте 41 года.

По собственным словам Каплана, его страстью с ранних лет был Рембрандт. Когда первые большие деньги были заработаны и близкие стали предлагать Каплану заняться коллекционированием, тот поначалу отвергал идею, потому что ничего, кроме голландского золотого века, его не интересовало – эту эпоху он считает эстетической и гуманистической вершиной культуры. Позже, изучив вопрос, Каплан обнаружил, что работы мастеров того времени можно найти на рынке, чем он и занялся.

Узкий фокус на эпохе и жанре (никаких натюрмортов) и высокий уровень «безумия», как выражается сам коллекционер, позволили им с женой быстро собрать первоклассную коллекцию голландской живописи и, в частности, довести количество живописных работ Рембрандта до 11. Это много – в российских музеях, например, чуть больше 20 живописных холстов, достоверно принадлежащих кисти Рембрандта, а это одна из самых больших коллекций за пределами Нидерландов.

Каплан занимался коллекционированием с той же энергией, с которой инвестировал в золото и драгметаллы в Боливии, Африке и США – до того, как все ринулись туда же после кризиса 2008 г. Он, похоже, человек того же склада, что Джефф Безос и Илон Маск, только повернутый на живописи. Капланы долго не раскрывали своих имен, скрываясь за отсылающим к месту рождения Рембрандта названием «Лейденская коллекция». В прошлом году они впервые выставили работы под одной крышей – в Лувре – и опубликовали в интернете каталог с подробными искусствоведческими комментариями.

Большую часть работ Лейденской коллекции уже посмотрело, возможно, больше людей, чем если бы они висели в одном музее, не говоря уже про частное собрание. Выставка, прибывшая в Москву, до этого побывала в Париже, Пекине, Шанхае и должна отправиться в Петербург и Абу-Даби. Главной причиной отказа от анонимности Каплан – в интервью порталу ArtNet – называл «ощущение миссии», связанной с усилением националистических и фашистских тенденций в Европе, Америке и России, терроризма на Ближнем Востоке. «Выставка мечты для меня – та, что мы обсуждаем сейчас с представительством Лувра в Абу-Даби, где-то совсем недалеко от Мосула и Алеппо. Это жест «мягкой власти»: французские христиане, американские евреи, арабы Персидского залива все вместе – за цивилизацию». Невозможно судить, насколько искренен этот пафос, но коллекция же – вот она, прибыла в Москву, а потом отправится на берега Персидского залива.