«Группа лиц» против России

В ситуации, когда идеология и ценности формулируются интуитивно, знать историю необязательно
Теория заговора расцветает на сухой земле умолчаний и отсутствия публичной дискуссии о собственной истории

Историю пишут победители. А переписывают враги нации. Свежий опрос ВЦИОМа демонстрирует высокую степень захваченности массового сознания россиян теориями заговора – абсолютно логичный результат 19-летних пропагандистских усилий, любовного взращивания ресентимента и воспитания привычки перекладывать ответственность за собственные неудачи на других: «Никогда мы так плохо не жили, как при Обаме». 66% против 26% считают, что существует «группа лиц» (термин, кстати, из уголовного законодательства, подчеркивающий наличие сговора), «которые стремятся переписать российскую историю, подменить исторические факты, чтобы навредить России, приуменьшить ее роль». Жаль, не уточняется, что это за группа и какие у нее лица, особенно волнует национальная принадлежность. Нельзя ли указать в ответах на открытый вопрос явки, адреса, пароли таких лиц? А то получается, как в анекдоте: «Говорят, евреи продали Россию. Могу ли я получить свою долю?»

Массовое сознание обрело специфическую оптику – оно видит то, чего нет. Например, 63% респондентов убеждены, что с помощью «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» подрываются наши духовные ценности. Где эти люди видели пропаганду – на федеральных каналах? Там есть пропаганда глупости и агрессии, но вот чего нет, так это распространения античной ценности нетрадиционных отношений. Впрочем, в наименьшей степени видят эту самую нетрадиционную пропаганду граждане возрастной категории 18–24 года. Вероятно, по той причине, что они не очень чувствительны к генеральной линии. Не потому, что не готовы ее акцептовать, – конформизма хватает и у этой когорты, а потому, что живут глубоко частной жизнью и генеральную линию в массе своей не слишком замечают.

И здесь ведь снова возникает вопрос: в чем, собственно, состоят традиционные ценности россиян? Списка нет. Моральный кодекс отсутствует. Попытка конкретизировать эти ценности в основах культурной политики, сформулированных Минкультом, широкими массами не замечена и не принята к обязательному исполнению. Значит, речь идет исключительно о неких интуитивных субстанциях. В этом, кстати говоря, свойство сегодняшней доминирующей идеологии: в отличие от писаного мировоззрения марксизма-ленинизма – она везде и нигде. Письменно зафиксирована лишь в некоторых речах первого лица – что-то там про Херсонес, но зато разлита в воздухе. Мировая закулиса тоже неконкретна, у нее нет лица, возможно, она обладает обликом дядюшки Сэма, но сегодня мало кто воспитывался на карикатурах Херлуфа Бидструпа, поэтому физиономические черты «группы лиц» неизвестны среднему адепту государственной конспирологии.

В ситуации, когда идеология и ценности формируются и понимаются интуитивно, совсем необязательно влезать в детали исторических событий. К тому же трактуют у нас сегодня историю в основном органы следствия и суд. Тем же, кто верит в теорию заговора, достаточно просто не знать историю. То есть принимать ее официальную версию, где, конечно, присутствуют упрощение и мифологизация, но больше недоговоренностей и умолчаний. 46% респондентов «Левада-центра» не знают, что происходило в Чехословакии 50 лет назад. Притом что речь идет о системообразующем событии, с которого начались заморозки и застой, а Советский Союз семимильными шагами двинулся к «величайшей геополитической». Те, кто слышал о Пражской весне, оправдывают вторжение войск Варшавского договора заговором внутренней пятой колонны (23%) и Запада (21%). Итого 44% согласны с конспирологическим объяснением стремления народа ЧССР к свободе, а доля полагающих, что Пражская весна была восстанием против навязанного Советским Союзом режима, упала за 10 лет (с 2008 по 2018 г.) на 13 пунктов – с 31 до 18%. То есть собственно историческая правда, не отравленная конспирологией, принимается абсолютным меньшинством. 23% вообще не знают, что по этому поводу думать, – затрудняются с ответом.

Теория заговора расцветает не столько на жирном навозе пропаганды, сколько на сухой земле умолчаний и отсутствия публичной дискуссии о собственной истории. Это помогает власти контролировать настоящее, но отнимает у нации, считающей героями генералов, а не граждан, будущее. Одержимость конспирологическими объяснениями – это признание того, что все контролируется извне, а значит, ничего изменить нельзя: в нашей бледной немочи виноваты внешние силы и потому можно расслабиться и ничего не делать – только почивать на духовных ценностях. Они предписывают бегство от свободы и запрещают развитие.

Автор - руководитель программы Московского центра Карнеги