Какая дорога ведет на Афон

Современная российская десекуляризация — игровая, театральная и неискренняя
Путь от традиционной семейной религиозности к секулярной идеологии [депутаты] проходят наоборот — от цитат из Ильфа и Петрова к цитатам из Феофана Затворника

Депутаты, которые в любой непонятной ситуации едут на Афон, и благочестивые байкеры, которые сопровождают братских православных патриархов, – не самые ужасные идеологические формы. Интересны не формы, а пройденный к ним путь.

Может быть, руководство «Единой России» ездило на Афон, чтобы проследить за активами (туда вложено немало российских денег) и попытаться подорвать связи Афона с Константинопольской кафедрой. О возможном успехе операции уже были сообщения, но пока, скорее, выдающие желаемое за действительное.

Но все видят внешние формы. Большинство депутатов, которые регулярно ездят на богомолье, воспитывались в советских семьях и до зрелого возраста не сталкивались с религиозной темой. В какой-то момент они ее восприняли и теперь нуждаются в паломничествах к святым местам. Путь, проделанный их дедами и прадедами – от традиционной семейной религиозности к секулярной идеологии, – они проходят наоборот. Идут от традиционной семейной нерелигиозности, от цитат из Ильфа и Петрова к цитатам из Феофана Затворника и деяний Вселенских соборов.

Это то, что можно назвать десекуляризацией, но она гораздо более театральная, чем та, что на Ближнем Востоке, где изначально секулярные политические движения со временем получали религиозную составляющую. Мобилизация на религиозной почве работает гораздо лучше, и в итоге антиколониальные и национальные движения становились религиозными – алжирские, иранские, афганские и множество других.

Российские депутаты и чиновники облечены в формы секулярной государственности, которая напрямую связана с советской. Эти формы, не созданные нынешним поколением чиновников, когда-то изобретались, чтобы отгородиться от сословного и религиозного права, от непреодолимых разделений, которые всегда связаны с религиозными противоречиями.

Поверх этой чужой формы они теперь надевают другую – форму православного благочестия, – тоже выученную в зрелом возрасте, а скорее всего, и не выученную, а просто копируемую с какого-то внешнего источника.

Байкеры еще удивительнее. Их субкультура возникала в США как псевдокриминальная или прямо криминальная и противопоставляла себя государству и религиозному благочестию (Pagans, Hells Angels, Bandidos). Но эти внешние формы, совершенно их не меняя, российские социальные инженеры приспособили к своим идеям о восстановлении традиционных ценностей. В России крестные ходы на мотоциклах как-то перестали мелькать в новостях, но в православных странах, где как раз сейчас Москве, вступившей в борьбу с Константинопольским патриархатом, нужны союзники, эти постановочные истории звучат.

И в том и в другом случае это что-то внешнее, воспринятое в готовом виде. В искренность следования форме – как парламентской, так и религиозной – не верит никто, да это и не требуется. Театральная, игровая десекуляризация уязвима, потому что на ее место может прийти гневная, настоящая искренность.