Кто и зачем следит за рейтингами президента

Снижение рейтингов Владимира Путина активизирует дискуссию о сценариях будущего без него
Наблюдение за уровнем личной популярности президента в России – вовсе не теоретическое занятие

Обсуждение итогов социологических опросов, зафиксировавших тенденцию на снижение рейтингов Владимира Путина и уровня доверия к нему, стали главной темой последних дней – прежде всего потому, что ничего более интересного и достойного обсуждения во внутрироссийской политике не происходит.

Личная популярность президента – краеугольный камень всей современной политической системы России, постоянная величина в любом уравнении власти. Пока рейтинг президента был стабильно высок и только рос, любое обсуждение моделей будущего без Путина или после Путина казалось фантастикой и уделом маргиналов. Но постепенная утрата Путиным своей популярности все-таки делает актуальными разнообразные сценарии будущего без него и борьбу вокруг того, какой из них будет реализован. И чем ниже будут опускаться рейтинги, тем явственнее и напряженнее будет эта борьба и тем интереснее будет наблюдать за поведением политической элиты страны, наблюдающей за президентскими рейтингами.

Между прочим в этому году в России состоятся 18 региональных выборов, причем в далеко не самых благополучных регионах – если в России 2019 г. вообще есть благополучные регионы, кроме Москвы. Как показали осенние выборы 2018 г., сама по себе поддержка президента уже не является гарантией победы, поэтому Олегу Кожемяко пришлось даже критиковать федеральный центр, чтоб его победа на повторных выборах в Приморье выглядела хоть сколько-нибудь убедительно. При сохранении нынешних тенденций к осени 2019 г. выдвиженцы обречены на чудеса политической акробатики: с одной стороны – демонстрировать лояльность президенту, а с другой – пытаться расширить свою электоральную базу в регионах за счет тех, кто в той или иной степени недоволен федеральными властями. Способны региональные лидеры к таким тонким маневрам, готовы ли выйти за рамки ставшей классической в последние годы концепции «Путин поддерживает – поддержите и вы»? Будут ли кандидаты активно использовать в агитации имя президента или нет, будут ли поддерживать или хотя бы сохранять нейтралитет по отношению к непопулярным решениям федеральной власти или им придется критиковать их, чтоб вызвать доверие у избирателей? Ответы на эти вопросы несомненно дадут богатый материал для продолжения дискуссии о форме и сроках трансфера власти.

Вспоминая, как повлияли на настроения в обществе и власти результаты прошлых региональных выборов, можно ожидать, что итоги региональных выборов 2019 г. будут иметь принципиальное значение: они или закрепят тренд на рост недовольства населения верховной властью и укрепят позиции ее внешних и внутренних критиков, или продемонстрируют, что у Кремля еще есть силы и возможности добиться своего.

Наблюдение за уровнем личной популярности президента в России – вовсе не теоретическое занятие, во всяком случае не для всех наблюдателей. Возможностей для формирования влиятельной и широкой легальной оппозиционной коалиции с участием крупного бизнеса и части политической элиты в современной России не существует, хотя вполне очевидно, что недовольных происходящим полно и во власти, и в бизнесе. Но до тех пор, пока Владимир Путин остается избираемым и самым популярным у большинства населения политиком, никто внутри системы не смеет открыто выступать не только против него, но даже за то, чтобы к 2024 г. он действительно ушел из власти. Если же наблюдаемые тенденции усугубятся и уровень реальной популярности президента окажется ниже уровня избираемости (даже с поправкой на административную мобилизацию и манипуляции), неизбежно активизируются все конфликты внутри элиты и все те, кто планирует сохраниться во власти после Путина, просто вынуждены будут перейти в наступление.

В такой ситуации вполне естественно ждать со стороны президента, который едва ли равнодушен к своему главному активу, попыток в очередной раз сломать нисходящий тренд и снова поднять свою популярность до таких уровней, на которых ни у кого не возникнет даже мысли требовать его ухода из политики или ставить под вопрос его лидерство. Но есть ли у него в запасе что-то сопоставимое с крымской операцией?

Автор — публицист, Екатеринбург