Как администрация президента играет в политику

Введение единых KPI для администрации и вице-губернаторов по внутренней политике не решит проблему аморфности и беспомощности политической системы
Администрация президента пытается управлять политикой в стране так, будто речь идет о решении чисто теоретических управленческих задач в рамках деловой игры

Решение о введении единого KPI для внутриполитического блока администрации президента и вице-губернаторов по политическим вопросам должно было бы вызвать скандал в стране, в которой по Конституции все еще существует федерализм и демократия. Какое отношение федеральные клерки имеют к деятельности региональных вице-губернаторов? Почему вице-губернаторы должны отчитываться не только перед своим непосредственным начальником, что вполне логично, но и перед администрацией президента напрямую?

Естественно, никакого скандала нет, потому что с реальным положением дел с демократией и федерализмом в России всем все более-менее понятно, и прежде всего – самим губернаторам и их заместителям. Если губернаторы де-факто назначаются и присылаются в регионы из Москвы, то что странного, что теперь и их политические заместители окончательно поступают в прямое подчинение московским бюрократам?

Что значит это решение в практическом смысле? Как минимум, мы видим очередное признание руководством администрации президента того факта, что губернаторы или справляются с политическими задачами плохо, или не справляются с ними вовсе. Впрочем, учитывая качество губернаторского корпуса, в этом нет ничего удивительного: типичный российский губернатор в 2019 г. – это случайный человек, оказавшийся на своем месте вовсе не благодаря своим политическим талантам и знаниям специфики региона, которым он руководит, а по внутриаппаратным причинам или в силу личных связей. Удивительно скорее то, что формализации давно сложившейся практики придается такое значение: вице-губернаторы и раньше постоянно отчитывались и ездили на совещания, что изменится от того, что они теперь будут отчитываться по другой форме?

Возможно, усиление контроля и усложнение отчетности действительно позволят выявить самых недееспособных политических руководителей, но в персоналиях ли проблема? Предположим, вице-губернатором по внутренней политике в каком-то регионе вдруг стал действительно умный и креативный человек и он даже умеет писать очень хорошие и правильные отчеты. Но что он может сделать в ситуации, когда губернатор безнадежен как публичный политик? Тем более не понятно, как какой-то региональный чиновник может поднять популярность президента среди населения в своей зоне ответственности – вопреки непопулярным решениям федеральных органов и объективному состоянию дел в экономике?

Администрация президента пытается управлять политикой в стране так, будто речь идет не о живых людях и объективно существующих экономических и социальных трудностях, а о решении чисто теоретических управленческих задач в рамках деловой игры. Отсюда и специфические подходы к решению вопросов – например, вера в то, что правильно проинструктированный человек на нужном месте решит все проблемы, а составленный по всем правилам отчет даст полное представление о ситуации.

Впрочем, есть ли у кремлевских чиновников возможности для принятия каких-то иных решений? Сложившаяся в России политическая система аморфна и беспомощна, потому что сверху донизу сформировалась в те годы, когда личная популярность президента позволяла побеждать на любых выборах любому утвержденному сверху кандидату, а постоянный приток денег в бюджет перекрывал любые экономические просчеты.

Для того чтобы приспособить систему к новым условиям, надо откуда-то взять новых людей, которые были бы популярны, компетентны, но при этом сохраняли бы абсолютную лояльность теряющему популярность президенту и были при этом совершенно управляемы. Очевидно, что таких людей попросту нет и взяться им неоткуда.

В итоге все усилия кремлевских политических методологов напоминают сюжет крыловской басни о квартете: проказница мартышка, осел, козел и косолапый мишка искренне убеждены, что априорно способны к исполнению сложных музыкальных композиций, так что надо лишь купить нужные инструменты и правильно рассесться, – при этом очевидная непригодность исполнителей к решению поставленных задач в силу отсутствия таланта и других необходимых личных и деловых качеств методично игнорируется.

Автор – публицист, Екатеринбург