Мнения / Аналитика / Политический дневник
Статья опубликована в № 4720 от 19.12.2018 под заголовком: Третировать неудобных победителей губернаторских выборов можно, только пока их мало

Что делать с региональными выборами

Вернуться к назначению губернаторов – проявить слабость, оставить выборы – обречь федеральный центр на расходы по продвижению «своих» кандидатов
Федор Крашенинников

Сам по себе итог губернаторских выборов в Приморье совершенно не интересен: случилось то, что раньше случалось постоянно и еще какое-то время будет случаться: победил тот человек, на которого сделал ставку президент и на победу которого работала вся вертикаль власти, включая федеральные СМИ.

Предшествующие события гораздо примечательнее: чтобы получить обычный для путинской России результат, в этот раз властям пришлось сначала пережить горечь поражения осенью, потом отменить прошедшие выборы, не допустить к новым выборам фактического победителя прошлых и в ручном режиме организовать победу нужному кандидату.

Примечательная особенность кампании Олега Кожемяко – активное использование им популистской и даже регионалистской риторики, уже много лет изгнанной из официального употребления. Критика отдельных решений федерального центра и требования учитывать местные интересы – это то, что в 1990-е гг. привело к «параду суверенитетов» и еще долго было главным ужасом для обитателей Кремля. Нельзя не напомнить, что знаменитый и многократно перетолкованный призыв Бориса Ельцина к региональным элитам «брать суверенитета, сколько хотите» родился вовсе не из желания «разрушить Россию», а потому, что в той ситуации единственное, что обнищавшая и теряющая популярность федеральная власть могла дать регионам, – это полномочия и статус. Конечно, пока случай Кожемяко единичный, но при дальнейшем снижении финансовых возможностей центра и усилении недоверия населения к власти вполне может наступить момент, когда Кремлю придется вернуться к этой практике.

Вывод из выборов осени – зимы 2018 г. напрашивается сам собой: с электоральной системой надо что-то делать, потому что ради каждого важного региона устраивать повторение приморских аттракционов слишком разрушительно – и финансово, и идеологически.

Что можно сделать с региональными выборами? Прежде всего на ум приходит возвращение к схеме прямого или чуть замаскированного голосованием в региональных заксобраниях назначения губернаторов президентом. Однако этот шаг в условиях фиксируемого упадка популярности Владимира Путина будет выглядеть уже не демонстрацией силы, а, наоборот, проявлением слабости и того самого испуга, разговорами о котором лидеры оппозиции так раздражают власть и ее сторонников. В глазах населения, судя по опросам, президент и так уже стал ответственным за многие негативные явления, а если региональные лидеры формально превратятся в его назначенцев, то эта тенденция только усилится: даже частично разделить с ними ответственность за происходящее станет невозможным.

Но и издержки сохранения нынешней ситуации очевидны: слишком дорогие и требующие напряжения всей вертикали власти региональные выборы не могут стать нормой. Очевидно, что вести несколько таких кампаний параллельно власть просто не сможет не только финансово, но и организационно: например, федеральный эфир не бесконечен и попросту невозможно уделять нескольким кандидатам в губернаторы столько же времени, сколько уделялось Кожемяко.

Самый, казалось бы, очевидный путь – возвращение свободных выборов, любой победитель которых будет получать власть и восприниматься центром как переговорщик, а не, выражаясь словами пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, как «идиот». Сейчас любой губернатор обречен пресмыкаться перед Москвой ради денег – разве это не надежная гарантия управляемости? Но есть проблема: третировать и унижать неудобных победителей губернаторских выборов можно, только пока их мало и представляют они малонаселенные и бедные регионы. Если избранных на выборах и уверенных в своем мандате губернаторов станет больше и представлять они будут в том числе и стратегически важные регионы, то расстановка сил изменится – и вовсе не в пользу федерального центра.

Автор — политолог, Екатеринбург

Читать ещё
Preloader more