Задача для нового премьера

Переход к росту требует больше, чем четкого выполнения поручений президента
В 2020 г. от российского премьер-министра требуется гораздо больше, чем технократическая эффективность

Предложения по изменению Конституции, прозвучавшие в послании президента, привлекли столь пристальное внимание комментаторов, что смена премьер-министра могла показаться чем-то второстепенным. Это не так – президент впервые за 20 лет поменял премьера за то, что тот не справился со своими обязанностями. Дело не только в техническом невыполнении майских указов 2012 г., последней программы модернизации. Прошло восемь долгих лет, и в экономике продолжается застой: средние темпы роста составили чуть больше 1% в год, а реальные доходы россиян снизились. И это не просто застой: под руководством Дмитрия Медведева правительство отказалось от сколько-нибудь значимых реформ, которые могли бы способствовать росту.

Неудивительно, что назначение нового премьер-министра воспринимается с определенным энтузиазмом. У нового главы правительства Михаила Мишустина, долгие годы возглавлявшего налоговые службы, устойчивая репутация эффективного технократа. Сложность в том, что в 2020 г. от российского премьер-министра требуется гораздо больше, чем технократическая эффективность. Недостаточно четко выполнять поручения президента – переход к росту требует серьезных лидерских усилий. И речь не о какой-то отдаленной, долгосрочной перспективе – для этого нужны серьезные реформы и, значит, изменения и усилия на более высоком уровне, чем кабинет министров. Но чтобы рост начался, чтобы что-то задвигалось, нужны лидерские усилия и в отсутствие больших реформ.

Чтобы перейти к росту, нужно переломить тенденцию к все большей экономической изоляции страны. Примеров роста без планомерного повышения открытости экономики в наших условиях просто нет. Если правительство не сможет развернуть ситуацию с постоянно усиливающейся международной изоляцией, не помогут никакие эффективные управленческие решения. Необходимо менять отношение к предпринимателям – если президент не может найти нужные слова, то новый премьер, возможно, найдет. Сейчас притоку новых технологий и инвестициям мешают уже не только всевозможные ограничения, продиктованные «соображениями безопасности», но и законы, ограничивающие распространение информации и свободу слова, бездумно принимаемые Госдумой. Чтобы перейти к росту, бизнесу нужны поводы для оптимизма. Задача премьер-министра – наладить постоянный поток этих поводов.

Оптимизм предпринимателей невозможен без борьбы с коррупцией, одной из ключевых проблем работы госорганов с точки зрения россиян. Материалы Фонда борьбы с коррупцией о премьер-министре Медведеве и других членах правительства, руководителях крупнейших госкорпораций серьезно подрывали этот оптимизм. Президент может не хотеть увольнять старых знакомых, но это дело и задача премьер-министра – найти слова и объяснить, почему это несовместимо с задачами устойчивого экономического развития. То, что первоочередными мерами – повышением экономической открытости, улучшением предпринимательского климата, борьбой с коррупцией – не занимался предыдущий премьер, не должно обескураживать. С низкой стартовой точки расти, говорят, легче.

Автор — профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики