Правительство 2% роста

Экономист Рубен Ениколопов о главных задачах для нового правительства
Изменения в правительстве <...> не выведут страну из стагнации, но могут разогнать темпы роста до 2,0–2,5% в год

По мере того как как пыль после смены правительства постепенно укладывается, можно попытаться прикинуть, как вся эта неожиданная активность отразится на экономическом развитии страны. Пока выводов можно сделать два – стратегически пессимистичный и тактически оптимистичный.

Пессимистичный вывод: с точки зрения стратегии развития страны был выбран подход все менять, ничего не меняя. И перестановки в правительстве, и инициативы по изменению Конституции, по сути, направлены на консервацию текущей политики. Никаких структурных реформ ожидать в ближайшее время не приходится. Ни для кого не секрет, что один из основных тормозов экономического роста – российская правоохранительная система, которая не обеспечивает прав собственности, не борется с коррупцией и зачастую используется в качестве дубинки при решении коммерческих споров. Но как раз весь силовой блок правительства остался практически без изменений. Более того, предложенные поправки в Конституцию нацелены на еще большее снижение независимости судебной системы. Эти решения наглядно показывают, что в этом направлении никаких изменений не предвидится и в качестве магистрального пути экономического развития выбрано не привлечение частных и иностранных инвестиций, а еще большее усиление роли государства.

Оптимистичный вывод: с тактической точки зрения смена правительства может помочь более эффективно реализовать хотя бы тот подход, который по факту уже выбрало руководство страны. Единственным источником экономического роста при таком подходе может стать увеличение государственных расходов. Доходов для этого сейчас вполне хватает, благо налоговая нагрузка на экономику в последние годы заметно выросла как за счет увеличения ставок НДС, так и за счет увеличения собираемости. Но вот задачу потратить эти дополнительные деньги предыдущее правительство полностью провалило. Качество государственного управления оказалось настолько низким, что эта система просто не справлялась с целью израсходовать уже имеющиеся денежные ресурсы. В 2019 г. правительство не смогло потратить 1 трлн руб. из запланированных расходов, в 2018 г. – порядка 770 млрд руб.

В этой ситуации задача наладить наконец систему расходования бюджетных денег таким образом, чтобы эти деньги были не просто разбазарены, а привели хоть к какому-то ускорению экономического роста, – главный приоритет для нового правительства. Задача эта абсолютно техническая, так как стратегические направления увеличения расходов уже сформулированы в национальных проектах. Тогда явно технократический кабинет министров идеально подходит для поставленной задачи. И в целом от нового премьер-министра и экономического блока можно ожидать успехов в налаживании внутренних процессов, которые позволили бы хоть как-то сдвинуть с мертвой точки программу увеличения госрасходов. Не случайно помимо политических назначений на уровне министров произошла и радикальная смена аппарата правительства, который играет важнейшую роль в организации всего внутреннего механизма работы системы госуправления.

Однако в целом произошедшие в правительстве изменения носят скорее косметический характер. Они не выведут страну из состояния стагнации, когда темпы экономического роста по-прежнему отстают от среднемировых, но могут разогнать их до 2,0–2,5% в год. То есть болото остается тем же, но скакать по кочкам экономика может начать чуть активнее.