Кто поможет «жуликам» и «торгашам»

Власть должна быть готова спасать малый и средний бизнес не на словах, а на деле
Зачем же помогать [малым и средним предпринимателям], если они жулики и торгаши

Бизнес в России под ударом кризиса, и в отличие от большей части мира эпидемией коронавируса и борьбой с ней список бед российских предпринимателей не заканчивается. Из-за специфики отечественной экономики падает курс рубля, что в сложившейся ситуации усугубляет проблемы. Очевидно, что сочетание всех этих факторов ставит на грань выживания целые отрасли экономики.

Правительство России декларирует намерение помочь бизнесу, но объемы и виды этой помощи вызывают множество вопросов. И главный из них – готова ли российская власть приложить реальные усилия к спасению малого и среднего бизнеса? Вопрос можно задать и по-другому: хочет ли она на самом деле спасать малый, средний и даже крупный негосударственный бизнес?

К сожалению, в отношениях нынешней российской власти и частного бизнеса есть неприятный личностно-политический компонент, который заставляет усомниться в том, что малый и средний частный бизнес будут спасать всеми силами.

После недавней публикации очередного фрагмента большого интервью Владимира Путина ТАСС позиция президента в отношении частного бизнеса кажется ясной, как никогда. Характерно, что публиковалось интервью на фоне уже разразившегося кризиса. Если кто забыл, Путин не стал скрывать, что он и сам считает мелкий и средний бизнес «жуликами» и «торгашами» и хуже того – думает, что его все еще считают таковым и те самые «простые люди», к мнению которых он якобы так чувствителен. То, что подобное отношение к бизнесу распространено в обществе вовсе не так широко, как кажется президенту, демонстрируют данные опросов общественного мнения. Но, как следует из того же интервью, Путин полагает, что знает о настроениях простых людей из собственных встреч с ними, так что едва ли какие-то опросы в чем-то его убедят.

Любопытно, что в том же интервью Путин упомянул и тот малый и средний бизнес, который кажется ему вполне положительным: «Мы <...> заставляем наши крупные компании, особенно с государственным участием, обеспечивать заказ для малых предприятий». Стоит ли удивляться, если в итоге всю обещанную малому и среднему бизнесу помощь получат именно эти «малые предприятия» при госкомпаниях, а не презренные «торгаши» и прочие любители купить подешевле и продать подороже?

Наконец, нельзя не вспомнить и другой тезис президента, прозвучавший все в том же интервью, – о том, что получающие больше 17 000 руб. люди относятся к среднему классу. Ничего смешного в этом утверждении нет, и скорее оно должно вызывать тревогу у тех, кто оценивает свое благосостояние с оглядкой на стандарты развитых стран. Расширяя понятие «средний класс» за счет включения в него откровенно бедных слоев населения, Путин готовит почву для того, чтобы не заметить неизбежного превращения остатков настоящего среднего класса в прекариат: ну стал получать человек не 200 000 руб. в месяц, а 20 000, но ведь это все равно больше 17 000? Значит, он как был, так и остался средним классом, ничего страшного не произошло, меры государства по поддержке бизнеса и уровня жизни россиян оказались эффективными.

Правда в том, что независимые от государства и получающие гораздо больше 17 000 руб. в месяц собственники и сотрудники предприятий малого и среднего бизнеса не нравятся руководству страны. Зачем же им помогать, если они «жулики» и «торгаши»? Чтоб они и дальше ездили по заграницам и потом качали права в России? Чтоб богатели и требовали к себе особого отношения власти, намекая ей, что она живет за их налоги? Чтоб протестовали сами или поддерживали своими пожертвованиями протестующих и пострадавших от власти?

Очень хочется надеяться, что перед угрозой массовой безработицы и обрушения целых сегментов экономики власти России отойдут от своих сиюминутных политических интересов и впитанных из советских учебников по политэкономии предубеждений в отношении частного бизнеса. Хочется надеяться, что власти примут те меры, которые позволят остаться на плаву максимальному количеству предпринимателей и бизнесов. Хочется – но оснований для оптимизма немного и готовиться, похоже, надо к худшему.

Автор — публицист, Екатеринбург