Мир накрыла невиданная прежде инфодемия

Люди информационно беззащитней перед COVID-19, чем перед другими пандемиями

Коронавирусная инфекция два месяца не сходит с первых полос мировых изданий, лидирует в поисковых запросах и социальных медиа. В некоторых странах эпидемия вызвала продовольственную панику задолго до подтверждения первых случаев заболевания: люди скупали туалетную бумагу, консервы, макароны и т. п., а медицинские маски стали дефицитом.

Подобной паники, подобной острой реакции на информационную атаку, вызванную коронавирусом, не было ни во времена пандемии птичьего гриппа H1N1, ни эпидемий свиного гриппа и тяжелого острого респираторного синдрома (SARS, родственника нынешнего коронавируса). Но, конечно, и такого всеобъемлющего распространения, как нынешняя, предыдущие инфекции не получили.

Причина инфодемии – гораздо более скорого, нежели самого вируса, распространения информации и дезинформации, его касающейся, – в том, что благодаря социальным сетям и новой конфигурации мировой информационной среды мы знаем о нем чрезвычайно много. В современном мире сама информация распространяется вирусно. Модель распространения «фальшивых новостей» (фейков), мемов в социальных сетях, слухов в телеграм-каналах на самом деле не что иное, как модель распространения заразной болезни. Американский исследователь Дуглас Рашкофф даже посвятил этому явлению книгу – «Медиавирус».

Социальные сети заражают пользователей информацией так, что, ничего не зная о медицине, они очень многое знают об эпидемиях, вирусах и правилах поведения – и это никак не отменяет того, что они не умеют от заразы защищаться. «Экономика внимания», основанная на лайках и репостах, работает точно так же, как передача вируса от носителя к реципиентам. Социальные сети и новые средства коммуникации совершили «перевод» вирусно-эпидемиологического глоссария на понятный нам язык (по аналогии с тем, как Луи Пастер привлек внимание обычных французских фермеров к своим опытам с бактериями при разработке вакцины сибирской язвы – эта модель «перевода» описана в статье французского социолога Бруно Латура).

Именно этот феномен мы и называем инфодемией, сопровождающей мировую пандемию. Собственно говоря, мы и за распространением вируса теперь следим примерно так же, как за пробками в современном цифровом мире, – в режиме реального времени и при помощи карты.

Ирония судьбы состоит в том, что интерфейс карты нам хорошо знаком. В 2012 г. британская компания Indemic Creation разработала компьютерную игру в жанре биологического симулятора, где нужно создавать и развивать вирус, который успеет заразить (или убить) как можно большую часть населения планеты, пока не изобретут вакцину. Интерфейс этой игры представляет собой карту, на которой вы можете в реальном времени наблюдать, как постепенно «краснеют» разные регионы мира, растет процент зараженных по странам мира.

У этой самой инфодемии есть своя «контагиозность» и своя смертность. Контагиозность обусловлена тем, что мы все чаще получаем информацию из социальных сетей – благодаря перепостам, что, в свою очередь, снижает наши желания и технические возможности проверки такой информации, но повышает доверие к ней, потому что это уже не новость от абстрактного источника (например, газеты), а новость, которой поделился с нами человек, которого мы чаще всего знаем лично. Та часть из нас, кто «переболеет» инфодемией, скорее всего, будет в состоянии как-то фильтровать информацию, не всем новостям будет доверять и т. д. Однако «смертность», т. е. «застревание» в мыслях и доверие этим бесконечным фейкам, теориям заговора и т. п., которые сегодня распространяются о коронавирусе, у этой инфодемии будет высокой, значительно выше, чем в случае с самим вирусом.

От вируса придумают вакцину, и рано или поздно эта пандемия пройдет. Однако тяжелые информационные последствия, вызванные тем же вирусом в сознании людей, останутся. Кто-то еще долго будет говорить про то, что это все придумали китайцы, чтобы насолить США. А кто-то будет продолжать верить в то, что во всем виноват стандарт связи 5G, который якобы создает излучение, способствующее заражению (эту информацию 6 апреля сообщила британская The Guardian, объясняя действия вандалов, которые сожгли 20 базовых станций в Великобритании).

Примерно так же через несколько десятков лет после окончания Первой мировой войны некоторые французские учебники по истории изобиловали утверждениями, созданными на основе фейков времен самой войны, и разжигали вражду между французами и немцами.

Последствия информационных заражений и вирусов значительно дольше действуют на людей и формируют долгосрочные модели их поведения. Только коллективный иммунитет может помочь полностью излечиться от инфодемии. Формирование такого иммунитета – сложная задача, зависящая в первую очередь от формирования способности людей критически воспринимать информацию, проверять источники, ориентироваться в современном коммуникационном изобилии.

Автор – профессор, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ