Посткризисные опасности

Как бороться с пандемией монополизации и чрезмерной осторожности

Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, в самом разгаре, но уже понятно, что шок такой силы не пройдет просто так и будет иметь долгосрочные последствия. Сейчас, безусловно, еще рано подводить итоги, а большинство предсказаний носят спекулятивный характер. Но держать в голове сценарии развития событий полезно, чтобы быть к ним готовыми и продумать шаги, которые позволят предотвратить развитие событий по негативному сценарию.

Одним из последствий кризиса, скорее всего, станет существенный рост неравенства. Это связано прежде всего с тем, что издержки сдерживания распространения вируса распределены крайне неравномерно между разными категориями граждан. Более образованные и богатые не так болезненно переживают кризис, у них с большей вероятностью есть возможность продолжить работать удаленно. А даже если такой возможности у них нет, то у них имеются сбережения, которые позволяют пережить тяжелые времена. По бедным же слоям населения кризис бьет гораздо сильнее, что ведет к увеличению неравенства.

Кроме неравенства внутри стран вырастет и неравенство между странами. У более богатых стран есть больше финансовых возможностей для государственных мер поддержки экономики, чтобы пройти кризис с меньшими потерями. У более бедных и закредитованных стран единственной надеждой остается помощь от международных организаций, таких как МВФ и Всемирный банк. Но и их средств на всех не хватит. А растущее неравенство между государствами всегда чревато обострением борьбы за ресурсы и ростом международных конфликтов.

Еще одна опасная тенденция во время кризиса – монополизация экономики. Так же как и в случае с отдельными людьми, для выживания компаний крайне важным оказывается доступ к финансовым ресурсам, позволяющий пережить острую фазу кризиса. Такими возможностями располагают прежде всего крупные компании: у них есть как свои запасы ликвидности, так и более легкий доступ к кредитным ресурсам. А малый и средний бизнес, который в гораздо большей степени зависит от поддержания постоянных денежных потоков, оказывается на грани банкротства. К тому же крупный бизнес обладает большими лоббистскими возможностями, поскольку он в большей степени может рассчитывать на помощь со стороны государства. Более того, многие из временных мер, от которых будет выигрывать крупный бизнес, могут остаться и после завершения кризиса, что будет способствовать снижению конкуренции в экономике и на более долгом временном горизонте.

Еще одним ожидаемым последствием кризиса будет существенный рост роли государства. То же самое происходило в США и странах Европы после Великой депрессии и Второй мировой войны. Сам по себе рост роли государства нельзя считать чем-то негативным, так как в большинстве стран он обусловлен запросом самого общества. Но существует опасность, что неконтролируемое увеличение влияния государства приведет к усилению авторитарных тенденций и ослаблению свободы в пока еще либеральных странах. Ключевым вопросом станет то, сможет ли гражданское общество обуздать Левиафана и пройти по узкому коридору, ведущему в сторону сильного, но подотчетного государства, как пишут в своей последней книге Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон.

Мы также можем ожидать, что после кризиса и сами люди начнут вести себя по-другому. Из положительных моментов – есть надежда, что люди станут серьезней относиться к гигиене и чаще мыть руки. Но ситуация, когда незнакомцы на улице превращаются в потенциальный источник заразы, может существенно подорвать уровень общего доверия, который так важен для успешного функционирования экономики. Кроме того, травматический опыт второго за 10 лет экономического кризиса, скорее всего, сделает текущее молодое поколение более осторожным и менее склонным к риску. Похожий эффект наблюдался в США после Великой депрессии и оказывал существенное влияние на поведение людей десятки лет после окончания кризиса.

Кризис может иметь долгосрочные последствия и для тех молодых людей, которые заканчивают учиться и собираются ближайшее время выйти на рынок труда и устроиться на работу. Исследования показывают, что те, кто находил свою первую работу во время экономических кризисов, на протяжении всей жизни получают более низкую зарплату, чем их более удачливые конкуренты, выпустившиеся из университета во время экономического бума. Так что выпускникам этого (скорее всего – и следующего) года можно лишь посоветовать продолжить свое обучение и повременить с поисками работы до лучших времен.

Безусловно, не все из этих опасностей посткризисного мира реализуются. Но во многом это будет зависеть от того, как именно мы будем себя вести во время кризиса и примем ли меры для того, чтобы эти угрозы так и остались гипотетическими. Кто предупрежден, тот вооружен.