Искусство политического позиционирования

Турция установила наилучшие связи с Россией, но это не значит, что она повернулась спиной к Западу

Когда Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин после встречи в Сочи 4 сентября 2023 г. вышли к прессе, было видно, что они вместе радовались неуклонному развитию двусторонних отношений и тому значительному прогрессу, которого наши страны добились за последние несколько лет в укреплении своей дружбы. Не было ни одной реплики или вопроса, намекающего на разногласия. Тогда как на каждой встрече турецкого лидера и/или его министров с западными коллегами всегда всплывают принципиально спорные вопросы – такие, как американский проект обособления Курдистана на Ближнем Востоке и проблема Северного Кипра.

На сентябрьской встрече два лидера сконцентрировались на совместном поиске решения актуальных вопросов – таких, как зерновая сделка, за судьбой которой с тревогой наблюдала значительная часть мира. Обсуждались и многочисленные выгодные двусторонние экономические проекты – например, превращение Турции в центр энергетики и зерна. Но это было продолжение аналогичных встреч последних нескольких лет, благодаря которым две страны не только урегулировали разногласия по некоторым двусторонним и региональным вопросам, но и добились углубления торговых отношений.

И вполне понятно, почему Анкара отказалась присоединиться к санкциям, введенным коллективным Западом в отношении России, и стойко сопротивлялась требованиям закрыть воздушное пространство Турции для российских гражданских самолетов. Двусторонняя торговля стремительно росла: Эрдоган отметил, что прошлогодние показатели достигли $69 млрд и теперь цель, которая кажется достижимой, – $100 млрд.

Эта встреча президентов развеяла слухи о том, что Турция начала стремительно поворачиваться лицом к Западу после ожесточенных президентских выборов в мае 2023 г. Слухи возникали не на пустом месте: Анкара пообещала зеленый свет членству Швеции в НАТО в обмен на разрешение США продать Турции истребители F-16. Встреча в Сочи также помогла развеять тучи, сгустившиеся вокруг решения Анкары освободить некоторых военнопленных, которые оставались в Турции в рамках соглашения между Москвой и Киевом – это было соглашение, в котором Турция сыграла весьма важную роль.

Ведь параллельно в различных кругах ведутся серьезные разговоры о сотрудничестве в оборонной промышленности между Россией и Турцией – после покупки Анкарой современных систем противовоздушной обороны российского производства С-400. В многополярном мире ВПК и производство высокотехнологичных вооружений будут иметь большую ценность как для национальной безопасности и обороны каждой страны, так и для экспорта оборонной продукции, создания тысяч рабочих мест. Похоже, у Турции и России есть много возможностей для совместных действий в оборонной промышленности. Речь может идти не только о закупке Анкарой оружия, но и, возможно, о совместном производстве.

Многие на Западе несколько озадачены гибкостью, которая присуща многовекторной внешней политике Турции в течение последних нескольких лет. Некоторые скрежещут зубами и дают волю своему гневу и разочарованию по поводу того, что Турция, член НАТО, может настолько отклоняться от общей линии альянса. Представители коллективного Запада должны иметь в виду: то, что Турция установила наилучшие связи с Россией и проявляет живой интерес к развитию своих связей с Китаем, вовсе не означает, что она поворачивается спиной к Западу.

Эрдоган официально заявлял после вильнюсского саммита НАТО (июль 2023 г.), что Турция не рассматривает усиление Китая как угрозу миру и безопасности во всем мире. И Анкара не приветствует скоординированные усилия коллективного Запада по сдерживанию Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это явно противоречило позиции коллективного Запада, но во многом соответствует национальным интересам Турции. Анкара, безусловно, желает развивать связи с Россией, Китаем и, возможно, со всеми другими странами одновременно, и для этого не обязательно выходить из НАТО. Эрдоган недавно отметил в одном из своих выступлений, что Турция вносит крупный вклад в бюджет НАТО: страна не столько потребляет безопасность, сколько обеспечивает ее.

Политика Запада, полная высокомерия и противоречий, строится по принципу «или – или»: кто не с нами, тот против нас. Его политика предполагает, что все страны мира должны ополчиться на Россию, Китай и всех других, кто так или иначе бросает вызов самой основе западного доминирования. Легко прийти к выводу, что такое отношение коллективного Запада, возможно, уже ведет Турцию и ее западных «партнеров» на путь разногласий и столкновений и что многомерная политика Турции не является устойчивой. Но всем, кто думает в этом направлении, следует иметь в виду важный момент: Анкаре удалось развить обширные экономические и торговые отношения с Советским Союзом даже в разгар холодной войны. Турция сохранила дружбу и хорошие отношения с арабскими странами, при этом не настроив Израиль против себя. Турция должна иметь возможность взаимодействовать со всеми важными игроками сейчас, когда наступила заря многополярности.

Автор – участник XX ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему «Справедливая многополярность: как обеспечить безопасность и развитие для всех», которое пройдет 2–5 октября 2023 г. в Сочи