Номер 13 от 17 октября 2017
Партнер проекта «WorldFood Moscow»

Диета по-российски

Шестеро из 10 россиян тратят на питание больше 50% дохода. Но их главная еда – макароны и хлеб. Может ли рацион россиян стать более здоровым?

19% российских потребителей, по данным «Левада-центра», тратят на еду две трети заработка, еще 40% – половину месячного дохода. На эти деньги согласно расчетам Роспотребнадзора они получают в среднем 2600 ккал в день.

Но что именно едят россияне? В 2015 г. структуру ежедневного рациона жителей России проанализировал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Основное блюдо для подавляющего большинства – это хлеб (84%) и крупы (85%). 76% регулярно едят макароны, чуть меньше – овощи-фрукты и мясо (73 и 71% соответственно), а рыбу считают одним из основных блюд в своем рационе только 47% (подробнее см. инфографику).

Данные в абсолютных величинах ежегодно публикует Росстат. По официальной статистике выходит, что за год средний потребитель съедает 73 кг мяса, 239 кг молочных продуктов, 269 яиц, 39 кг сахара, 112 кг картошки, 111 кг овощей и 118 кг хлеба.

Но этот усредненный рацион отличается от того, что рекомендует Минздрав (рекомендации закреплены специальным приказом министерства). Только в категориях яиц и мяса рацион россиян более-менее соответствует представлениям министерства о здоровом питании. Среднестатистическому россиянину Минздрав предписывает съедать за год на треть больше молочных продуктов, на 40% меньше сахара, на четверть меньше картошки и хлеба и на столько же больше овощей.

Беднее и полезнее

Режим здорового питания соблюдает только 39,3% населения России, следует из доклада научного секретаря ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи Елены Смирновой на выставке WorldFood, прошедшей в сентябре в Москве. Она считает, что причины – в отсутствии привычек правильного питания, приверженности традициям и нехватке времени на приготовление еды и сам прием пищи.

При этом Россия – крупнейший в мире потребитель майонеза, 4-й в мире рынок по потреблению алкоголя на душу населения и 12-й – по потреблению шоколада. И только 23-й по числу яблок, которые съедает один житель страны, и 43-й – по объему молока. Соли россияне едят по 9–12 г в день, при том что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует 5 г.

Рациональность против санкций

Игорь Качалов, президент компании «Ясные решения»:
«Люди стали чуточку более рациональными, они стали лучше считать деньги и понимать, что они получают за эти деньги. Искать продукты среди российских производителей – хороший тренд. Но он не безоблачный, есть два минуса. Первый связан с тем, что потребители стали искать русские качественные продукты. За эти два года только единичные производители стали делать очень хорошие качественные продукты. Качество еще хромает – и качество сыров, и овощей, и упаковки, и внешний вид упаковки.
И вторая претензия – к цене. Ежегодный рост цен – 15–17%, и не из-за импортных пошлин, а из-за низкой производительности».
Источник: выступление на выставке WorldFood Moscow

Но Роспотребнадзор все же заметил сдвиг в сторону более здоровой пищи. В 2015 г. он проанализировал, что едят россияне, и по итогам исследования подготовил доклад о государственной политике в области здорового питания. За последние 12 лет потребление хлеба и картофеля уменьшилось, а мясных продуктов, рыбы, молочных продуктов, фруктов, овощей – выросло, указывают авторы доклада. И даже производство майонеза, увеличивавшееся с 1990-х гг., в последние три года, по данным Масложирового союза, практически стабилизировалось.

Смещению пищевых приоритетов способствует мировой тренд на повышение грамотности в вопросах питания и здорового образа жизни в целом, считает руководитель практики по работе с компаниями агропромышленного сектора КПМГ в России и СНГ Виталий Шеремет. «Белые воротнички планируют в течение жизни иметь две карьеры, и вторая начинается условно после 40. Это значит, что люди планируют жить долго и счастливо, что требует в том числе здорового питания», – объясняет Шеремет. Такие потребители даже не против платить за возможность быть ответственным за собственное здоровье. По данным Nielsen, для 37% российских покупателей использование экологичных материалов в товаре – достаточный повод заплатить за него больше, а 33% готовы платить больше за использование натуральных органических ингредиентов.

Но картину портит кризис: летом 2017 г. около 10% респондентов ВЦИОМа заявляли, что им не хватает денег на еду, еще 39% признавали, что едва хватает на еду и одежду. Это самый высокий показатель бедности с 2009 г. Из-за снижения реальных доходов в кризис люди едят меньше белка: так, по данным Росстата, потребление мяса сократилось на 2 кг в год на человека (до 71 кг), а рыбы – на 5 кг (до 13 кг).

У Шеремета есть объяснение, как уживаются эти противоречащие друг другу тренды: однажды озаботившись проблемой здорового питания, теперь россияне, даже становясь беднее, стараются не возвращаться к вредным пищевым привычкам. Вместо этого они пытаются сэкономить за счет походов за покупками более редких (17%) и со списками (28%), делать запасы впрок (20%) и покупать товары со скидками и по промоакциям (36%), следует из опубликованных в июле 2017 г. данных исследовательского холдинга «Ромир». Когда же реальные доходы снизились и пришло время экономить, потребители стали искать способы, как не потерять в качестве питания. По словам руководителя сервиса «Едадил», агрегирующего промоакции, Наталии Шагариной, за год аудитория этого мобильного приложения расширилась на 80% до 4 млн активных пользователей в месяц, а число просмотров товаров со скидками выросло на 40%. «Поиск скидок – это инструмент рационализации бюджета для потребителя, который хочет сэкономить, но в то же время не хочет снижать качество своей жизни», – говорит Шагарина.

Свежее и полезнее

Ритейлеры тоже меняют позиционирование здоровых и свежих продуктов, отметила на выставке WorldFood Moscow Марина Ольхина, до недавнего времени возглавлявшая управление трейд-маркетинга «Азбуки вкуса». Например, некоторые продавцы уже выделили отдельные фермерские уголки в магазинах и полки под суперфуды и указали количество калорий в готовой еде из отдела кулинарии.

Магазины выделяют в отдельную группу безглютеновые и диабетические продукты, продолжает Михаил Бурмистров из «Infoline-аналитики». Если посмотреть на ассортимент в целом, то заметен тренд на сокращение продаж бакалейной продукции и рост продаж свежих продуктов, отмечает он. Замороженные продукты, в свою очередь, благодаря развитию технологий в пищевой промышленности и повышению эффективности логистики замещаются охлажденными. Наконец, динамично растет группа «здоровых» снэков – фруктовых и овощных чипсов и т. п., продолжает он. Впрочем, все это пока касается в основном крупных городов, уточняет Бурмистров.

Чиновники против диабета и ожирения

Будет ли рацион россиян становиться более здоровым? В долгосрочной перспективе ситуация будет зависеть от экономики, напоминает руководитель группы по обслуживанию предприятий потребительского сектора Deloitte Оксана Жупина. Если экономика будет расти, вырастет спрос и на здоровое питание. Но если покупательная способность россиян останется на нынешнем уровне, то маловероятно, что молодое поколение переключится на полезную пищу, полагает декан факультета пищевых технологий ИТМО Александр Ишевский. Тем более, подчеркивает он, что оно уже приучено к фастфуду, полуфабрикатам и высокоуглеводным продуктам.

«Такое (нынешнее. – «Ведомости&») положение нас не устраивает», – говорится в докладе Роспотребнадзора «Государственная политика РФ в области здорового питания» со ссылкой на руководителя службы Анну Попову. Служба поставила задачу к 2020 г. на 30% снизить распространение ожирения и гипертонической болезни. В качестве инструментов служба указывает доктрину продовольственной безопасности (принята в 2010 г. на 10 лет), которая предусматривает физическую и экономическую доступность безопасных продуктов, рекомендации по питанию, центры здоровья, где можно пройти обследование и получить рекомендации по питанию.

Даже несмотря на сильные лоббистские позиции пищевых гигантов, производящих так называемые пустые калории (junk-food), рано или поздно для рядовых потребителей национальной экзотикой станут калорийные, но при этом малопитательные с точки зрения витаминов и минералов продукты, ожидает Шеремет из КПМГ. Лет через 10 это произойдет в мегаполисах, а следом распространится и на малые города и сельскую местность, считает он. &

Текст: Мария Кунле

Вернуться к номеру