Россия и цифровой мир: от виртуальных прогнозов до реальных проектов
Дитрих Меллер, президент Siemens в России, об «Индустрии 4.0» и диджитализации транспортаДиджитализация – цифровая трансформация данных и применение цифровых технологий в какой-либо отрасли – уже превратилась в неотъемлемую часть настоящего. При этом речь идет не об абстрактном параллельном существовании реального и виртуального миров, а о вещах, прочно внедрившихся в повседневную практику: мобильные приложения, транспорт, онлайн-покупки и многое другое. Никогда прежде мир не был так тесно связан и настолько оцифрован, как сегодня. Постоянно выполняются сбор данных, мониторинг, автоматизация и оптимизация всех возможных процессов, что, в свою очередь, требует все более умных систем, разработку которых заметно упрощают усовершенствованные алгоритмы, мощные компьютеры, облачные хранилища. По прогнозам специалистов, объем мировых данных к 2025 г. увеличится в четыре с лишним раза. Таких темпов не было еще никогда за всю историю человечества – это одновременно и хорошие перспективы, и серьезные вызовы, к которым необходимо быть готовым уже сегодня.
Значительный потенциал наблюдается у диджитализации в быстро изменяющихся сферах, где требуются повышенная гибкость и эффективное использование ресурсов и электроэнергии, – это прежде всего производство. Поэтому цифровизация не только проникает в повседневную реальность, но и затрагивает важнейшие области промышленности и экономики: топливно-энергетический комплекс, железнодорожный транспорт и городскую инфраструктуру. С этими же отраслями связаны перспективы диджитализации в России. Как и во всем остальном мире, они ориентированы на повышение производительности труда компаний, которые занимаются выпуском серийной продукции. Сегодня без применения на предприятиях надежных и зарекомендовавших себя цифровых технологий практически невозможно добиться технологического прорыва, поскольку именно цифровизация обеспечивает действительно конкурентные преимущества.
Будущее – за созданием полностью цифровых производств, и лидировать на рынке будет тот, кто использует информационные и цифровые технологии по всей цепочке добавленной стоимости. Все начинается с моделирования продукции, что позволяет в сжатые сроки виртуально тестировать и выявлять большинство конструкторских ошибок еще на стадии проектирования – и, соответственно, сокращать расходы и минимизировать риски. Это принципиально в таких отраслях, как авиастроение, автомобилестроение, кораблестроение, тяжелое машиностроение и энергетическое машиностроение. В России диджитализация автомобильной отрасли также остается одним из приоритетных направлений. Так, в рамках концепции цифрового производства и технологии цифровой симуляции процессов производства грузовых автомобилей в июне 2017 г. на Петербургском международном экономическом форуме ПАО «Камаз» и компания «Сименс» подписали соглашение о сотрудничестве и партнерстве. Оно предполагает создание единой платформы «Камаз» для мониторинга и оперативного управления различными объектами производства в режиме реального времени, а также модернизацию существующего оборудования и унификацию системы автоматизации. Все это нацелено на создание условий для экономии в долгосрочной перспективе.
Модернизация на транспорте – это одна из самых важных задач, которую предстоит решить отрасли в ближайшее время. Помимо внедрения цифровых технологий в сфере автомобилестроения диджитализация в России ориентирована и на железнодорожную отрасль. Она позволит повысить надежность и обеспечить пассажиров более высоким уровнем комфорта: внедрить систему информирования и помощи, широкополосный доступ в интернет и развлечения, автоматизированный сбор оплаты, видеонаблюдение. В настоящее время РЖД реализует проект «Цифровая железная дорога». Неотъемлемой частью этой масштабной программы стал центр обработки и анализа данных, открытый в депо «Подмосковная», где осуществляются диагностика и сервисное обслуживание электропоездов. Здесь проходят ревизии «Ласточки», произведенные «Уральскими локомотивами». Механизм больших данных (big data) дает возможность прогнозировать состояние узлов поезда, увеличивать степень готовности подвижного состава, переходить к «сервису по состоянию». Компания «Сименс» является пионером создания дата-центров в железнодорожной отрасли, позволяющих на основе поступающих в режиме реального времени данных автоматически прогнозировать техническое состояние составов, вырабатывать рекомендации для сервисных инженеров. Прототипом подмосковного центра является ранее созданный центр обработки данных в Мюнхене.
Расположение депо в центре Московского железнодорожного узла обеспечивает оперативный выезд подвижного состава на все направления, в том числе на Московском центральном кольце (МЦК), где эксплуатируются 33 поезда «Ласточка». При этом уровень их комфорта и безопасности высоко оценивается самими пассажирами. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, проведенного через год после открытия МЦК, подавляющее большинство пассажиров отмечают, что их дорога стала быстрее (93% опрошенных) и комфортнее (98%). При этом наибольшее значение пассажиры отдают безопасности, удобству маршрута, регулярности движения поездов, комфорту салона и времени в пути. По всем этим аспектам среди пассажиров зафиксированы высокие оценки удовлетворенности. Положительные отзывы связаны и с комфортом курсирующего на МЦК подвижного состава, который нельзя было бы обеспечить в полном объеме без внедрения цифровых технологий: видеонаблюдения, интерактивного расписания в режиме реального времени, расчета времени в пути и системы безопасности.
Все эти преимущества диджитализации нашли дальнейшее развитие и в новом поколении поездов – «Ласточка-премиум». Эти составы повышенной комфортности разработаны специально для междугородных и межрегиональных пассажирских перевозок и в ближайшее время должны появиться на маршрутах ФПК.
Интерес к цифровым технологиям появляется не только у партнеров, работающих в области транспорта, но и в других отраслях. Так, в этом году совместно с Минпромторгом мы объявили о начале практической реализации программы создания единого цифрового пространства промышленности РФ. Программа предполагает комплексное внедрение цифровых технологий на всех этапах и уровнях промышленного производства. Новая среда должна обеспечивать возможность сокращения времени вывода новых продуктов на рынок, повышение степени гибкости производства, качества продукции и эффективности производственных процессов.
Кроме того, налажена работа в рамках «Немецко-российской инициативы по цифровизации». Речь идет о внедрении концепции «Цифровое предприятие», решений «Индустрия 4.0» и создании цифровых энергетических систем, в том числе с использованием технологий Smart Grid.
«Сименс» обладает серьезной экспертизой в области диджитализации, и мы готовы делиться своими решениями. Именно для совместной исследовательской деятельности с российскими партнерами мы открыли новую лабораторию «Промышленные системы искусственного интеллекта» на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Важно, что площадка сосредоточится на решении актуальных задач для нужд российской промышленности с использованием реальных данных. С помощью искусственного интеллекта будут вестись мониторинг и диагностика промышленных систем и аппаратов. Результаты работ будут применяться как в России, так и за рубежом в высокотехнологичных областях, таких как нефтегазовый комплекс, городская инфраструктура, производство электроэнергии. Это еще один шаг в развитии локальных цифровых проектов, которые на сегодняшний день являются для компании одними из приоритетных.
Несмотря на инициативы в этом направлении многое еще предстоит сделать, и наша компания является одной из немногих, предлагающих объединить реальный и цифровой миры с помощью своих программных решений. К примеру, компания Siemens PLM Software реализует совместно с заказчиками, в том числе российскими, проекты по разработке виртуальной интеллектуальной модели, на базе которой в дальнейшем производится изделие на реальном оборудовании, но с минимизированными затратами. Существенного сокращения затрат удается достигнуть за счет исключения этапа создания прототипа изделия. Мы активно внедряем свои разработки на собственных производствах. Например, на заводе программируемых логических контроллеров Simatic в Амберге (Германия) мы добились автоматизации производства более чем на 75%.
Сегодня экономика всего мира стоит на пороге серьезных преобразований – близится четвертая революция в промышленности, которую принято называть «Индустрией 4.0». Мы говорим о цифровизации, включающей в себя современные тенденции отрасли: диджитализацию производства, использование умных технологий, создание «цифровых двойников» и многое другое. Россия является неотъемлемой частью глобальной экономики и полноправным участником технологического прогресса. Уверен, что модернизация и внедрение цифровых технологий смогут стать двигателем для развития отечественной промышленности, локализации и укрепления конкурентоспособности российских предприятий.