Хорошие попутчики

Как экологичные технологии из Франции помогают в развитии городского транспорта
Кирилл Зыков / АГН Москва

В Тулузе в апреле началось строительство первого в Европе (и второго в мире) испытательного участка системы Hyperloop. Идею Hyperloop в 2013 г. предложил Илон Маск: она основана на предположении, что людей и грузы можно перемещать со скоростью, близкой к скорости света, в капсуле, которая движется внутри вакуумной трубы. 320-метровый участок в Тулузе должен заработать в этом году, а в следующем там же должен появиться еще один – в 1 км. Их строит компания Hyperloop Transport Technologies. Первый в мире участок – 500-метровый – неподалеку от Лас-Вегаса тестирует Virgin Hyperloop One.

Более близкое будущее – безвредные автобусы. Регион Большого Парижа к 2025 г. планирует полностью отказаться от автобусов на дизельном топливе. В 2016 г. компания RATP, управляющая общественным транспортом в Париже и пригородах, уже заменила 800 своих автобусов на гибридные, 140 – на работающие на биотопливе и еще 73 – на электрические. До 2025 г. она планирует заменить весь свой парк в 4700 автобусов на электрические и работающие на биотопливе.

Франция не только активно экспериментирует с транспортными технологиями на своей территории, но и экспортирует решения, которые позволяют перевозить пассажиров, меньше влияя на окружающую среду.

Кубанский каршеринг

По прогнозам консалтинговой компании Frost & Sullivan, число пользователей каршеринга, системы краткосрочной аренды автомобилей, в мире вырастет примерно с 7 млн человек на 112 000 автомобилей в 2015 г. до 36 млн на 427 000 автомобилей в 2025 г. В России каршеринг появился осенью 2015 г. в Москве. Городские власти способствуют развитию каршеринга в столице, давая операторам субсидии на оплату части лизинговых платежей. Уже в марте 2018 г., по данным департамента транспорта столицы, каршеринговый парк столицы насчитывал 6500 машин, а число пользователей превышало 1 млн человек.

В Париже первые станции проката электромобилей появились в 2011 г. Вначале компания Autolib, вдохновленная опытом автоматизированного велопроката Velib, разместила в городе всего 33 станции проката с 66 электромобилями, но уже через год оба показателя выросли почти в 40 раз.

Французская Renault вышла на этот рынок в 2017 г., составив конкуренцию корейскому первопроходцу Hyundai. В Москве французская компания сотрудничает с семью проектами из 15 и, по собственному утверждению, лидирует по модельному ряду: пользователи могут выбирать из четырех моделей Renault, каждая из которых производится в России (количество автомобилей, переданных каршеринговым операторам, компания не раскрывает).

А в феврале 2018 г. Renault и сервис «Делимобиль» запустили совместный проект краткосрочной аренды электромобилей – первый в России масштабный проект электрокаршеринга. Соглашение о сотрудничестве было подписано в Сочи, где и будет реализован проект. Renault поставит «Делимобилю» 50 электромобилей Renault Twizy испанской сборки, подходящих по техническим характеристикам для климата Краснодарского края и для дальнейшего развития туристической инфраструктуры в регионе. На электромобилях можно будет передвигаться не только по населенным пунктах, но и – в будущем – в зеленых зонах, закрытых для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Совместно с администрацией Краснодарского края Renault и «Делимобиль» разрабатывают туристические маршруты с зарядной инфраструктурой.

«В России Renault на сегодня единственный официальный автопроизводитель, который предлагает на рынке доступные электромобили – Renault Kangoo Z.E. (грузопассажирский, цена – от 2,4 млн руб. – «Ведомости&») и Renault Twizy (двухместный городской, цена – от 949 000 руб. – «Ведомости&»). Мы были рады возможности сделать следующий шаг и принять участие в таком важном проекте, как электрокаршеринг», – говорит Сергей Рябов, глава отдела внутренних и внешних коммуникаций Renault в России.

Хорошие попутчики

Французский сервис райдшеринга BlaBlaCar ежедневно соединяет сотни тысяч городов мира и, в частности, 30 000 населенных пунктов России. В России сервис запустился только четыре года назад, но уже успел собрать более 13 млн пользователей. «С 2017 г. Россия – самый быстрорастущий по числу привлечения новых пользователей рынок для BlaBlaCar», – говорит Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в России и на Украине. Наиболее популярные маршруты за февраль 2018 г., по его словам, Челябинск – Екатеринбург, Самара – Тольятти, Казань – Набережные Челны. В этом году в топ-10 не попал маршрут Москва – Санкт-Петербург, который долгое время оставался одним из самых популярных.

Водители пользуются BlaBlaCar, чтобы снизить свои расходы и получить в попутчики потенциально интересного собеседника (отсюда и выбор названия у сервиса). А пассажирам междугородная поездка на «блаблакаре» обходится дешевле, чем билет на поезд или автобус.

Около трети автовладельцев – пользователей BlaBlaCar в России сами стали пассажирами, тем самым сократив число автомобилей на дорогах и, следовательно, выбросы вредных веществ в атмосферу. Таким образом, райдшеринг позволяет более эффективно использовать транспортные ресурсы и снижать нагрузку на природу.

Велосипеды на зиму

Сеть велопроката «Велобайк» была запущена в Москве летом 2014 г., сегодня она крупнейшая в России. Оборудование для автоматизированной системы аренды и велосипеды со специальным программным обеспечением «Велобайку» поставляет французская компания Smoove. Велопрокат помогает решить сразу несколько проблем, характерных для большого города: снижает негативные эффекты от наземного городского транспорта и способствует более здоровому образу жизни.

За несколько лет партнерских отношений с «Велобайком» Smoove успешно повторила в Москве опыт работы в городах Франции, Италии, Великобритании и других стран. Московский проект остается для Smoove крупнейшим после парижского. «Успех проекта обеспечен сочетанием современных технологий Smoove с профессиональным управлением системой столичного велопроката, – отмечает Ярослав Гамзиков, представитель Smoove в Москве. – Мы работаем, чтобы велопрокат был удобным и красивым средством передвижения».

В 2018 г. пользователям будут доступны 4300 велосипедов (в том числе 260 электробайков), которые можно арендовать на одной из 430 автоматических станций, распределенных по территории города. По официальным данным, в 2015 г. столичным велопрокатом воспользовались 880 000 раз, а в 2016 г. эта цифра выросла уже почти вдвое – до 1,6 млн поездок.

Smoove поставляет «Велобайку» не только оборудование для станций проката, но и велосипеды с программным обеспечением и тремя запорными устройствами, исключающими возможность угона. Разработанные компанией системы снабжены антивандальной защитой и работают при низких температурах – вплоть до минус 20 градусов.

В будущем году Smoove планирует запустить в Москве новую линию электровелосипедов с усовершенствованным техническим решением. На новых электровелосипедах Smoove появится встроенный компьютер с экраном и USB-разъемом, так что у пользователей будет возможность заряжать телефон в пути. Опыт тестового запуска электровелосипедов в 2016 г. выявил некоторые недостатки системы. Тогда была проведена модернизация уже существующих моделей обыкновенных велосипедов: их наделили батареями, двигателями, зарядными устройствами, а также улучшенными тормозами и колесами.

По канату над Волгой

861 м

Нижегородская канатная дорога имеет самый длинный в Европе безопорный пролет над водой – 861 м

В 2012 г. в Нижнем Новгороде открылась первая в России канатная дорога, соединяющая два города: Нижний Новгород и районный центр Нижегородской области г. Бор, расположенный на противоположном берегу Волги. Канатная дорога была спроектирована французской компанией Poma.

Главная специализация группы компаний High Technology Industries, в которую входит французская Poma, – транспортные технологии для зимнего спорта. Poma уже 80 лет проектирует и производит канатные транспортные системы – в этом она мировой лидер. По канатным дорогам, произведенным Poma, можно прокатиться почти в половине стран всего мира – как в горной, так и в городской местности.

Канатная дорога, построенная Poma в Нижнем Новгороде, уже за первый год работы перевезла почти 2 млн пассажиров. Раньше из Нижнего Новгорода до Бора приходилось добираться по автомобильной или железной дороге, преодолевая каждый раз расстояние в 27 км, либо на речном такси. Канатная же дорога соединяет два города напрямик, через реку, так что длина маршрута – всего 4 км. С канаткой время в пути составляет в среднем 12,5 минуты, тогда как путь в объезд, через Борский мост, отнимает от 30 до 40 минут.

«Канатная дорога органично вписалась в инфраструктуру городского транспорта как Нижнего Новгорода, так и Бора, – говорит генеральный директор компании «Нижегородские канатные дороги» Алексей Валетов (комментарии он передал через помощницу). – Она пользуется большой популярностью у пассажиров. Ключевым фактором является удачное местоположение станций». &

Текст: Петр Харатьян