Застройщики уводят покупателей из центра

Почему проекты бизнес-класса все чаще появляются в промзонах и новых районах Москвы
Максим Стулов / Ведомости

Привычные районы для новостроек бизнес-класса в Москве – центр и запад. В Центральном и Западном административных округах располагается 37% таких проектов (см. инфографику). Но прошедшие редевелопмент промзоны, районы между Третьим транспортным кольцом (ТТК) и МКАД переманивают покупателей жилья бизнес-класса из центра города.

Расширение географии – один из факторов, почему бизнес-класс становится доступнее по цене. Одновременно, чтобы привлечь покупателя и выделиться среди конкурентов, застройщики повышают класс своих объектов. Например, еще несколько лет назад непривычные для россиян форматы – двухуровневые квартиры, лофты, пентхаусы – можно было приобрести только в высоком ценовом сегменте, теперь такие варианты нередки и в бизнес-классе.

Между бизнесом и комфортом

Новые проекты бизнес-класса за пределами ТТК пользуются не меньшей популярностью, чем точечные новостройки в центре города, говорят опрошенные «Ведомости&» эксперты. Они обеспечены всей инфраструктурой, а стоят дешевле. Так, со стартом массового освоения столичных промзон в 2016 г. по сравнению с 2015 г. предложение квартир в новостройках бизнес-класса в Москве увеличилось сразу на 30% до 17 400 лотов (1,3 млн кв. м жилья), продажи – сразу на 80%: за год в этом сегменте было заключено 8387 сделок примерно на 590 000 кв. м, подсчитали аналитики Kalinka Group.

Как отличить бизнес-класс

Границы между классами жилья зачастую размыты. Тем не менее эксперты выделяют некоторые общие черты, присущие жилью бизнес-класса. Это яркая архитектура, примыкающий к ЦАО район или престижное юго-западное направление, хорошая транспортная доступность, наличие инфраструктуры, в том числе парков. Дома строятся по индивидуальным проектам, в них высокие потолки и максимально свободная планировка. Обязательно наличие подземного паркинга.

Чтобы не уступить в борьбе за клиента, застройщики жилья комфорт-класса стараются максимально улучшить свои проекты. «Все это ведет к появлению качественно нового продукта, который «вырастает» из своего класса, но по каким-то критериям все-таки не может быть отнесен к более высокому сегменту», – говорит директор департамента управления продажами жилых проектов компании Knight Frank Ольга Широкова.

География и удобство

«Со временем [понятие] «престижное жилье» перестало быть воплощением чего-то конкретного – например, пятикомнатной квартиры на Остоженке, как это было раньше. Сейчас покупатель руководствуется чисто рациональным подходом и выбирает универсальный вариант по местоположению, метражу, качеству и цене», – рассказывает старший вице-президент «Галс-девелопмента» Леонид Капров. При этом часто состоятельные клиенты готовы приобрести квартиру бизнес- или премиум-класса в районе, в котором выросли, отмечает он: география новых проектов подстраивается под этот спрос. Например, сейчас в Северном округе строится столько же проектов бизнес-класса, сколько в Центральном. Покупатели такого жилья ориентируются уже не на расстояние до Кремля, а на комфортность квартир и инфраструктуру.

Раньше на цену квартиры влияли в первую очередь ее расположение и отдаленность от центра города, теперь есть запрос на сопутствующую городскую среду, подтверждает директор проектов КБ «Стрелка» Екатерина Малеева. Есть базовые элементы, которые делают жизнь людей комфортнее и качественнее, поэтому они могут выбирать квартиру в условном Бутово, отказываясь тем самым от квартиры в Академическом районе Москвы. Малеева перечисляет необходимые условия качественной среды: близость социальной инфраструктуры, природных объектов (парков, водоемов), магазинов с товарами первой необходимости, правильная и удобная транспортная инфраструктура.

Главное для «новых элитных районов» – скорость и качество их застройки, говорит Широкова, при этом важны уникальное местоположение и инфраструктура, в том числе рекреационная. Так, авторы проектов стараются повысить их привлекательность за счет близости к достопримечательностям, паркам, реке и прогулочным зонам. «В Москве появляются новые точки притяжения, районы помимо центральных, в которых приятно и удобно жить», – рассказывает Екатерина Румянцева, председатель совета директоров риэлторского агентства Kalinka Group. &

Текст: Арам Тер-Газарян