Подарите «Ведомости»
Номер 35 от 09 ноября 2018
Партнер проекта «Ассоциация выпускников СПбГУ»

Учись, зарабатывай, возвращайся

Как российские вузы учатся работать с выпускниками

Для западных вузов выпускники – это давно главный актив. Российские вузы начали понимать ценность этого ресурса сравнительно недавно и теперь с помощью выпускников активно развивают стипендиальные программы, международное сотрудничество и коммерциализируют науку

«Ассоциации выпускников успешно работают, как правило, там, где выпускники ездили учиться за рубеж, видели другие модели, поняли, что это классный работающий механизм, и захотели сделать в своем вузе нечто подобное».

Юлия Селюкова, исполнительный директор некоммерческой организации Enactus

«Ассоциация выпускников СПбГУ начала свою работу четыре года назад. До этого в старейшем университете страны выпускники собирались отдельными факультетами. Нам же хотелось объединить все инициативные группы в одну ассоциацию», – вспоминает Мария Горизонтова, исполнительный директор Ассоциации выпускников Санкт-Петербургского государственного университета (АВ СПбГУ). С помощью ассоциации университет организует сотрудничество со своими выпускниками, получает их взгляд и на то, что такое университет сегодня и в прошлом, и на то, каким стоило бы стать университету в будущем. Главная задача ассоциации – использование университетского потенциала, резюмирует Горизонтова. В консолидированном бюджете расходы на высшее образование сокращаются пять лет подряд – с 660 млрд руб. в 2013 г. до 474 млрд в 2017-м. Одновременно многие университеты начали активнее работать с ассоциациями выпускников, говорит директор Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина. Развивать ассоциацию начали в Московском физико-техническом институте (МФТИ), в ближайшее время этим займется и Московский институт стали и сплавов (НИТУ МИСиС), рассказали представители этих учебных заведений. Подхлестнула процесс и программа «5-100», замечает Андрей Бушуев, начальник отдела по работе с выпускниками МФТИ. Эта программа была запущена в 2012 г., цель – чтобы пять российских вузов вошли в топ-100 мировых рейтингов QS и Times Higher Education, на нее выделено почти 80 млрд руб. «Один из критериев – как раз активность работы с выпускниками», – говорит Бушуев. В программе участвует 21 вуз, в том числе МФТИ, НИТУ МИСиС и Новосибирский государственный университет (НГУ). «Российские вузы ориентируются на госфинансирование, международная практика совсем другая, она опирается на выпускников, – эмоционален Нурлан Киясов, директор по развитию НИТУ МИСиС. – Выпускники – это огромная сила, топ-100 университетов мира работают во многом благодаря их помощи. Мало того, когда выпускники помогают вузу, они дают обратную связь о качестве образовательных программ, поэтому у Гарварда и Кембриджа лучшие научные разработки».

36% доходов Гарварда за прошлый год – это доход от эндаумент-фонда, 21% – плата студентов за образование, 18% – спонсорская поддержка (в том числе государственные гранты), 9% – буквально «дар на текущее использование», говорится в финансовом отчете университета. В абсолютном выражении «донорское коммьюнити», состоящее в основном из выпускников, подарило университету $450 млн (те самые 9%). Похожая картина в Йеле, но там на такие донорские пожертвования приходится 4% бюджета, или $161 млн.

В отчетах большинства российских вузов такой строчки вообще нет, а суммы, которые называют представители вузов в личных беседах, меньше на порядки.

«Западные клубы выпускников работают на фандрайзинг, и это систематическая работа, – объясняет Абанкина. – В России было много попыток создавать клубы друзей вузов, но доля таких доходов до сих пор чрезвычайно низкая. У нас, к сожалению, нет благотворительной традиции, которая есть в США, где почти каждый считает, что должен хоть чем-то поддержать свой вуз».

Выпускники могут поддерживать свой университет не только материально, говорит Киясов, есть еще как минимум три варианта: первый – партнерство с вузом, заказ исследований, помощь в трудоустройстве выпускников, второй – помощь в формировании образовательных программ, продаже технологий, решении внутренних проблем и, наконец, третий – продвижение университета, повышение узнаваемости его бренда.

Многие ассоциации уже много лет активно работают, развивая наставничество, партнерские исследования и стипендиальные программы. В Российской экономической школе (РЭШ) для Ассоциации выпускников даже придумали слоган: Learn, Earn, Return («Учись, зарабатывай, возвращайся»).

Чтобы биолог не работал официантом

Фандрайзинг среди выпускников имеет свои тонкости, говорит Горизонтова из АВ СПбГУ: во-первых, культура дарения и меценатства в области образования и создания сообществ в России находится на начальном этапе развития, во-вторых, меценаты по-разному воспринимают разные направления фандрайзинга и, соответственно, свою готовность вкладываться. В СПбГУ одна из самых престижных для меценатов программ – именная стипендия Ассоциации выпускников. «Ее инициаторы и доноры – выпускники университета. Они с большой охотой и осознанием важности вложений поддерживают талантливых студентов университета, ярких и целеустремленных, ориентированных на развитие и успех в выбранной сфере», – говорит Горизонтова. Стипендиальная программа ассоциации существует три года, ее ежегодный бюджет – 5–7 млн руб. Образовательные направления, по которым будут поощрять студентов, выбирают выпускники-меценаты, а стипендиатов выбирает экспертный совет, в который входят ученые, преподаватели университета и меценаты-выпускники.

20 000 рублей в месяц

одну из самых высоких стипендий в СПбГУ получают от Ассоциации выпускников около 30 магистрантов. «В нашем сообществе уже есть выпускники, которые [во время обучения] получали стипендию ассоциации, и мы видим, что большинство из них успешно строят карьеру в выбранной тогда научной области, – говорит Горизонтова. – Мы получаем много благодарных слов за стипендию, которая позволила им посвятить большую часть своего времени именно образованию и науке».

Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) в этом году привлек от выпускников 5 млн руб., которые потом распределялись на конкурсе студенческих проектов. «Выпускники вносят небольшие суммы – 10 000–15 000 руб. в год, – говорит Игорь Арсеньев, директор Ассоциации выпускников МГИМО. – Куда эти деньги идут? У нас есть ежегодный конкурс, где каждый студент может выступить со своим личным проектом – от организации конференции до посадки Аллеи дружбы. С помощью такого механизма мы поддерживаем хор МГИМО и хоккейную команду».

Некоторые выпускники МГИМО жертвуют деньги адресно. «Например, выпускник университета Фаттах Шодиев (казахстанский миллиардер. – «Ведомости&»), изучавший в студенческие времена японский язык, ежегодно поддерживает издательские проекты на японском языке, культурные и социальные инициативы кафедры японского языка, международные обмены и стажировки», – рассказывает Арсеньев. У ВШЭ полтора года назад тоже появился фонд, в который жертвуют деньги выпускники, из процентного дохода с этих денег поддерживаются студенческие инициативы, хакатоны, олимпиады. Пока размер фонда – около 4 млн руб. В этом году доход от него был потрачен на поощрение победителей Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС), на трэвел-грант для студента, который победил в студенческих научных боях (ему оплатили поездку в Англию на политологическую конференцию), и на поездку команды ВШЭ на олимпиаду по компьютерным наукам в Китай.

На деньги выпускников финансируется и грантовая программа HSE Alumni Fellowship. Ее суть в том, что выпускники ВШЭ, которые занимаются академическими исследованиями за рубежом, могут получить грант в 300 000 руб. на то, чтобы в течение года оплачивать работу ассистента из числа студентов «Вышки». В этой программе участвуют 5–6 человек в год. Кроме этого выпускники могут поддержать понравившиеся им проекты через внутреннюю краудфандинговую платформу «Вышка Family».

Обмен опытом

«Я окончила РЭШ, передо мной было много возможностей, и мне было очень сложно выбрать, что делать дальше, – вспоминает Дарья Волосова, выпускница 2018 г. магистратуры «Финансы, инвестиции, банки» РЭШ. – Такая ситуация возникает у 90% выпускников».

По инициативе Дарьи и других студентов в РЭШ начала создаваться программа менторства. Сейчас у нее есть ментор, тоже выпускник РЭШ, который работал в той же сфере. «Мы встречаемся раз в месяц, иногда созваниваемся, я спрашиваю, какие навыки мне стоит развивать, на что обратить внимание для построения карьеры. Мой ментор честно рассказывает, с какими сложностями он сталкивался, иногда дает небольшие задания», – рассказывает она.

Сейчас в РЭШ около 50 пар менторов и менти (студентов и недавних выпускников). Потенциальных менторов выбирают в ассоциации и предлагают им участие в программе. Процесс выбора ментора студентами формализован: у каждого потенциального наставника есть цифровое портфолио и заинтересованный студент может отправить ему заявку на менторство.

«Я стал ментором с этого года, сейчас я ментор для четырех студентов РЭШ, – говорит Константин Фоминых, основатель и гендиректор аналитической компании TenViz. – Мне самому много в жизни помогали, теперь моя очередь. Но это в основном колоссальное удовольствие – общаться с молодыми, обмениваться с ними энергией и положительным отношением к жизни». Своим менти Фоминых помогает ставить долгосрочные карьерные цели, советует нужных людей, с которыми стоит наладить связи, помогает с выбором работодателей.

В Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова (РЭУ) тоже есть программа наставничества. «Я сам выступаю ментором, показываю, что читать, куда развиваться, приглашаю стажироваться в свою компанию», – рассказывает президент Ассоциации выпускников программы MBA РЭУ им. Плеханова и президент ЗАО «Русская вино-водочная компания» Константин Попов.

«Три года назад мы запустили менторскую программу для финалистов стипендиальной программы ассоциации. Идея была в том, чтобы привлечь успешных и энергичных выпускников, которые готовы делиться опытом с лучшими студентами университета. И эта программа находит живой отклик у наших достигших высот в своей карьерной области выпускников», – рассказывает Горизонтова из АВ СПбГУ. В этом году программа открыта не только для финалистов стипендиальной программы, но и для всех желающих: подать заявку онлайн могут и выпускники, которые хотят стать менторами, и студенты, нуждающиеся в наставнике. В подготовке менторов ассоциации помогает EY, где работает много выпускников университета: программа подготовки включает тренинги, вебинары, пособия по построению работы наставника и др.

Выпускники НГУ пошли дальше и работают не только со студентами, но и со школьниками. Уже два года подряд ассоциация выпускников «Союз НГУ» выигрывает президентский грант на проект «Наука – детям» – на дополнительное научно-техническое и инженерное образование для школьников.

Исследования, консалтинг и карьера

Ассоциация выпускников СПбГУ работает над тем, чтобы у университета было больше заказов от бизнеса на научные исследования. «В СПбГУ самый большой в стране научный парк – это 26 ресурсных центров, в которых ведутся передовые научные исследования, – говорит Горизонтова. – Наша задача – служить посредниками между университетом и выпускниками, находящимися во главе компаний, находить их, рассказывать им о возможностях и помогать договориться о заказе исследований». Выпускники Московской школы управления (МШУ) «Сколково» тоже помогают бизнес-школе зарабатывать: больше 40% новых студентов приходят в школу по рекомендации выпускников, говорит Анна Харнас, директор департамента управления брендом и коммуникациями МШУ «Сколково». Обучение в школе платное, MBA стоит 60 000 евро за 1,5 года.

Многие ассоциации сотрудничают с вузовскими центрами карьеры: налаживают связи между выпускниками-работодателями и студентами. «Недавно мне звонил наш бывший выпускник: помогите, мне нужны рэшевцы со знанием макроэкономики и Python, – рассказывает Зарема Касабиева, проректор по работе со студентами и выпускниками РЭШ. – Мы помогли, конечно. Вообще, мы регулярно рассылаем своим студентам вакансии: некоторые – из общего доступа, некоторые – эксклюзивные, от наших выпускников и партнеров».

Турагентство для выпускников

Крупные западные университеты во многом полагаются на помощь выпускников и активно с ними работают.
Эндаумент Гарварда – почти $40 млрд, это самый большой университетский фонд в мире, но это только верхушка айсберга, у каждой школы в рамках университета есть свой собственный фонд, например у Гарвардской школы бизнеса (HBS) он порядка $3,5 млрд, у Гарвардской школы права (HLS) – порядка $2 млрд, говорит Александр Надмитов, президент российского Клуба выпускников Гарвардского университета, секретарь российской Ассоциации выпускников Оксфордского университета. На доход от фонда и на пожертвования выпускников строятся новые учебные корпуса, спортивные сооружения, закупается новое оборудование. «Поэтому Гарвард изнутри как пятизвездочная гостиница, а технологические университеты и лаборатории оснащены всем самым лучшим и современным», – говорит Надмитов.
Ассоциация выпускников Гарварда методически поддерживает клубы выпускников по всему миру и проводит с ними тренинги. У отдельных школ также есть свои ассоциации выпускников. «У нас раз в месяц проходят встречи с интересными спикерами, это дает возможность выпускникам для новых деловых знакомств, в том числе с выпускниками других университетов, – рассказывает Надмитов. – Сам Гарвард старается информировать о том, что у них происходит: например, построили новое здание, закупили оборудование, наняли новых профессоров, выдали столько-то стипендий».
В мае выпускники могут посетить Commencement Day, а два раза в год проводятся Global networking nights – они проходят одновременно во всех городах, где есть клубы выпускников. Раз в пять лет для выпускников школы устраивают Reunion, буквально – «воссоединение», на котором можно пообщаться с бывшими однокурсниками. «В Гарварде даже есть турагентство, которое организовывает познавательные поездки для выпускников», – рассказывает Надмитов.

СвернутьПрочитать полный текст

«Ассоциация содействует организации стажировок для студентов, – говорит Арсеньев из МГИМО. – Члены попечительского совета МГИМО помогают организовывать стажировки для студентов в компаниях, посольствах и консульствах. В этом году МГИМО подписал соглашение с Минпромторгом о стажировках в зарубежных торговых представительствах для наших студентов – эта инициатива поддерживается нашим выпускником и попечителем Владимиром Потаниным». Выпускники могут помогать вузу решать разные насущные вопросы: от бухгалтерских до юридических, уверен Киясов из МИСиСа, и вузы действительно стали пытаться это использовать. «Недавно мы устраивали встречу выпускников с нашим новым ректором, Рубеном Ениколоповым, – вспоминает Касабиева. – Он рассказывал им про свое видение развития школы, спрашивал их мнение по этому поводу и объявил, что при ректоре будет создан комитет выпускников, чтобы на постоянной основе обмениваться опытом и экспертизой при выработке стратегических решений».

Экспертизу бывших студентов стараются использовать и в Томском государственном университете (ТГУ). «На конгрессе выпускников мы выделили несколько рабочих групп, одна готовила предложения по совершенствованию программ образования с учетом того, что ей интересно в сегодняшних и будущих выпускниках. Другая группа, это были академические ученые, готовила предложения по науке – какие исследования были бы интересны в научном и практическом смысле. Еще одна группа занималась инновационной деятельностью», – рассказывает проректор ТГУ Григорий Дунаевский. Правда, за тем, какова дальнейшая судьба этих предложений, Ассоциация выпускников уже не следила, признается Дунаевский.

Международные связи

«Недавно мне звонил наш бывший выпускник: «Я в Гонконге, кто из рэшевцев здесь?» – рассказывает Касабиева. – Мы дали ему контакты других наших выпускников, и все – он уже не один в чужой стране, у него есть коммьюнити».

У большинства топовых российских вузов выпускники разбросаны по разным странам, но они стараются не терять с ними связь. «Выпускники – это амбассадоры вашего университета, которые могут постоянно рассказывать про ваш университет, создавать ему бренд в мире, – уверен Киясов из МИСиСа. – Для вуза это новые контакты и связи». Такой подход практикуют, например, в ВШЭ. «Наши выпускники есть в 15 странах мира, это наши послы со своими локальными клубами выпускников, – говорит проректор по внеучебной работе ВШЭ Игорь Чириков. – В других странах они даже крепче держатся друг за друга: делают собственные встречи и события, часто организуют хабы для других выпускников, которые переезжают в эту страну, помогают им».

«Мы стараемся помогать им построить онлайн-взаимодействие – на нашем портале выпускники могут переписываться, создавать группы по интересам, также мы организуем встречи в разных странах – для живого, эмоционального общения (что действительно получается), – говорит Горизонтова из АВ СПбГУ. – Недавно мы устраивали встречу в Мюнхене, и помимо встречи и душевных разговоров, презентаций выпускников о том, чем они занимаются, мы подгадали ее к приезду декана факультета искусств университета, дирижера Валерия Гергиева и организовали встречу с ним. Мы хотим, чтобы наши выпускники за границей были профессиональным, коммуникационным, адаптационным ресурсом друг для друга». &

Текст: Инесса Демидова

Вернуться к номеру