Наука зарабатывать

Зачем университеты занимаются коммерческими разработками и сколько на этом выручают
Денис Абрамов / Ведомости

В советское время разработки для нужд внешних заказчиков делали почти все технические университеты, а их сотрудники получали две зарплаты: преподавательскую и исследовательскую, вспоминает заместитель научного руководителя Высшей школы экономики (ВШЭ) Лев Любимов. В сегодняшней России у вузов есть шанс самостоятельно инициировать разработки. Но идея остается идеей, пока она не внедрена и не доведена до конечного потребителя, а значит, коммерциализация вузовской науки становится одной из ключевых задач для современных университетов, писал в 2016 г. ректор Самарского государственного технического университета Дмитрий Быков в колонке для агентства RNS.

В сотрудничестве заинтересованы обе стороны: промышленности нужны наиболее эффективные решения при невозможности иметь штат специалистов по всем смежным направлениям науки, а у университетов есть возможности предложить такие решения, рассуждает Николай Снетков, заместитель директора по развитию и международным отношениям Центра научного бизнес-партнерства Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

Малые, но инновационные

Какие существуют схемы сотрудничества бизнеса и вузов?

Сколько приносят разработки вузам

3 млрд руб.
ежегодно зарабатывает на НИОКРах МФТИ – около 50% всего бюджета вуза

2,6 млрд руб.
они принесли ИТМО в 2017 г., из них 520 млн руб. – заработок от прямых заказов предприятий. Это 43% от бюджета (около 6 млрд руб.)

2,5 млрд руб.
годовой заработок на НИОКРах для МИСиСа. Это 36% от общего финансирования

1,9 млрд руб.
в 2017 г. и 2 млрд руб. в 2016 г. заработали МИПы Российского государственного университета нефти и газа. Долю в бюджете вуз не раскрыл

Источник: данные вузов

Чаще всего для разработки, продажи и внедрения технологий университеты создают малые инновационные предприятия (МИП). Это, как правило, отдельные юридические лица, в капитале которых есть доля самого университета и его сотрудников, физических лиц. Например, у СПбГУ, по данным kartoteka.ru, таких компаний почти 20 – они работают в сфере IT, проводят химические исследования, создают транспортные модели и т. д. В Новосибирском университете около 20 МИПов (источник тот же).

Университет, как правило, не имеет собственной производственной базы и не может самостоятельно заниматься выпуском продукции, поэтому и нужны новые компании, объясняла ВШЭ в руководстве для создателей интеллектуальной собственности. МИПы в отличие от университетской экономики позволяют эффективно внедрять новейшие разработки, объясняет проректор по инновационной деятельности и коммерциализации разработок Российского государственного университета нефти и газа (РГУНГ) им. Губкина Михаил Силин.

Мозговой центр

МИПы могут продавать технологии самостоятельно, а могут – через центры трансфера технологий (ЦТТ) при вузах или внешних координаторов.

Чей патент

«Стартапы настолько быстро развиваются, что у них часто не доходят руки до оформления прав на интеллектуальную собственность», – говорит Алексей Малеев из МФТИ. Иногда заказчикам даже все равно, на кого зарегистрированы права, главное – результат, добавляет Юлия Красильникова из МИСиСа.
Но обычно вопрос все же урегулирован. «Права на интеллектуальную собственность, созданную по коммерческому заказу, остаются за заказчиком. Если для реализации привлекаются бюджетные средства, то основные права остаются за университетом как представителем государства, а заказчик приобретает лицензию на применение», – рассказывает Николай Снетков из ИТМО. Если проект полностью финансируется из бюджета, то Министерство науки и высшего образования рекомендует выплату роялти.

ЦТТ – по сути координатор работы всех МИПов при университете. Они также исследуют рынки, помогают решать юридические вопросы и дорабатывают проекты вуза по заказу промышленности. Например, в ИТМО работает Центр научного бизнес-партнерства. Благодаря ему бизнес знает о возможностях вуза, а университету легче искать партнеров для реализации научных замыслов, рассказывает Снетков.

Через внешних координаторов работает, к примеру, Московский физико-технический институт (МФТИ). Например, по программе фонда содействия инновациям «Умник» (для молодых инноваторов 18–30 лет, поддержка лучших проектов, 500 000 руб. на два года. – «Ведомости&»), рассказывает основатель программы Moscow Workshop ICPC, проректор МФТИ по международным программам и технологическому предпринимательству Алексей Малеев. С ростом проекты могут выйти на следующий уровень – программу фонда «Старт» (поддержка уже до 9 млн руб. – «Ведомости&») и стать резидентом «Сколково», продолжает Малеев.

На равных

Второй вариант работы – создание совместных предприятий вузов и бизнеса. Так, у ИТМО, по подсчетам декана факультета технологического менеджмента и инноваций Нины Яныкиной, 20–30% подконтрольных университету предприятий имеют среди соучредителей коммерческие структуры. Например, «Инжиниринговый центр 2М2 телемеханика» – проектная организация Северо-Западного центра трансфера технологий. Она ведет разработки в сфере тонкопленочной и органической фотовольтаики и на 60% принадлежит Северо-Западному центру трансфера технологий, на 40% – ИТМО, по данным kartoteka.ru. В 2016 г. (более поздних данных нет) «2М2 телемеханика» получила 11,6 млн руб. выручки и 574 000 руб. чистой прибыли.

Но совместные предприятия – не слишком популярная модель у российского бизнеса из-за высоких рисков: вдруг разработка не выстрелит и принесет убытки.

В любом случае отправная точка – всегда заказ со стороны компании-партнера: на кадры, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКРов), контроль качества производства и т. д., говорит первый заместитель проректора СПбГУ по научной работе Сергей Микушев. «Есть стандартные инструменты для реализации этих задач: создание программ дополнительного образования, повышения квалификации, разработка НИОКРов и НИР, создание МИПов, конкурсы стартапов», – говорит он.

Результаты программы по софинансированию покупки заказчиками технологий в научных центрах вузов

95
вузов из примерно 500 государственных – приняли участие

418
коммерческих продуктов – было продано

494 млрд руб.
стоимость продукции, произведенной по этим разработкам

3 руб.
стоимость реализованных инженерными центрами услуг на каждый 1 руб. бюджетных средств

Источник: Министерство науки и высшего образования

Деньги и прогресс

Данных о том, сколько российские университеты совокупно зарабатывают на продаже коммерческих разработок, нет. Ведущим вузам НИОКРы могут приносить миллиарды рублей – до половины бюджета (см. врез), по собственным данным.

Кроме платы за саму разработку, вуз получает от партнеров деньги за аренду помещений, которые занимает МИП, на оплату работы сотрудников-совместителей и дивиденды – для РГУНГ, например, это 6–8 млн руб. ежегодно, добавляет Силин.

Есть и нематериальные плюсы. Например, возможность использовать оборудование, технологии партнера, организовывать практику для студентов, стажировку для аспирантов и докторантов, перечисляет представитель «Московского политеха». Начальник отдела научно-технической информации и молодежных программ Национального исследовательского технологического университета МИСиС Юлия Красильникова добавляет: это также возможность развивать научно-исследовательскую инфраструктуру, публиковать статьи, регистрировать патенты (см. врез). К тому же решения, которые берут в работу стартапы, большой бизнес зачастую считает слишком рискованными, поэтому университеты «двигают экономику вперед», говорит Малеев.

Сотрудничество с университетами выгодно и бизнесу. У «Газпром нефти» 40% всех технологических проектов в 2018 г. (51 проект) – это партнерство с вузами, сообщил через представителя директор дирекции по технологиям, генеральный директор Научно-технического центра «Газпром нефти» Марс Хасанов. Например, консорциум МФТИ, Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ), «Сколтеха» и Новосибирского университета разрабатывает программное обеспечение для моделирования процессов гидроразрыва пласта. Всего среди партнеров «Газпромнефти», по словам Хасанова, – 15 вузов, лаборатории, научно-образовательные или инженерные центры работают в СПбПУ, МФТИ и «Сколтехе», готовится к открытию центр в Новосибирском университете.

Бизнес-подход

$336 млн

заработал Стэнфордский университет в 2004 г. на продаже 1,8 млн акций Google – возможно, самого известного своего научного предприятия (spin-off company) в мире. Изначально университету принадлежал патент на поисковый алгоритм, который придумали Сергей Брин и Ларри Пейдж, будучи аспирантами. В обмен на право Google использовать алгоритм Стэнфордский университет и получил свой пакет. $809 млрд – капитализация Alphabet (преемник Google)

«Газпром нефть» сотрудничает и с научно-исследовательскими институтами (НИИ), но у вузов преимущество: у них есть возможность учить студентов на базе реальных кейсов, что важно при дальнейшем приеме на работу, и междисциплинарный подход, рассказывает собеседник «Ведомости&».

«Северсталь» в 2018 г. вместе с МИСиСом основала инновационный центр «Зеленая металлургия», в нем работают сотрудники и института, и компании. Компания надеется, что в нем будут генерироваться инновационные идеи, говорит представитель «Северстали».

до 1 млн руб.

Могут получить победители ежегодного конкурса стартапов СПбГУ. Эти деньги вносятся в капитал МИПа, которое они образуют. Перед этапом предложения идеи стартапа потенциальным инвесторам университет помогает оформить защиту интеллектуальной собственности и участвует в патентовании студенческих разработок, что существенно повышает их потенциальную капитализацию. В жюри конкурса стартапов участвуют представители компаний, что говорит о бизнес-интересе в отношении студенческих инициатив, которые могли бы стать базой для совместных коммерческих проектов.

Кирилл Мошков, член правления Ассоциации выпускников СПбГУ, управляющий партнер группы «Аванпост»

С «Русалом» у МИСиСа с 2017 г. работает Институт легких материалов и технологий. Это одна из первых в России площадок, где разрабатываются, например, новые материалы для высокотехнологичных отраслей (авиа- и кораблестроение, энергетика и т. д.), рассказывает представитель металлургической компании.

200 млрд и человеческий капитал

Пока коммерческие отношения между университетами и бизнесом не так активны, как могли бы быть, говорит Любимов из ВШЭ.

Чтобы стимулировать сотрудничество бизнеса и вузов, в 2010 г. правительство приняло постановление: государство даст компании субсидию до 100 млн руб. в год на срок до трех лет при условии, что она потратит не меньше из своего бюджета (см. врез). Деньги должны пойти на «комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

Сейчас Минобразования по президентскому майскому указу 2018 г. прорабатывает детали нацпроекта «Наука». Он, по словам представителя министерства, предполагает поддержку центров кооперации университетов с организациями реального сектора. Всего на развитие научной инфраструктуры по нацпроекту из федерального бюджета планируется потратить 200 млрд руб., передавал в сентябре 2018 г. ТАСС слова министра Михаила Котюкова. &

Текст: Мария Кунле