Подарите «Ведомости»
Номер 35 от 09 ноября 2018
Партнер проекта «Ассоциация выпускников СПбГУ»

Лекции, регата и памятник Менделееву

Как университету объединить выпускников?

Российские вузы идут по стопам западных и постепенно налаживают связи с собственными выпускниками. Благодаря соцсетям искать их стало проще: многие университеты начали собирать контакты своих бывших студентов. Но наладить связь оказалось мало – нужно еще предложить выпускникам какое-то общее дело.

Как найти выпускников?

В западных вузах выпускники жертвуют деньги в эндаумент-фонды и на точечные инициативы, помогают совершенствовать учебные программы и сами часто читают лекции студентам, перечисляет президент российского Клуба выпускников Гарвардского университета и секретарь российской Ассоциации выпускников Оксфордского университета Александр Надмитов.

В российских вузах они до недавнего времени такой роли не играли, говорит Ирина Абанкина, директор Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ). Но в последние годы, в том числе из-за урезания бюджетного финансирования, многие вузы активизировали свою работу с выпускниками: стало понятно, что бывшие студенты могут помочь не только деньгами, но и экспертизой, менторством для студентов и продвижением бренда университета (о формах сотрудничества университетов с выпускниками см. подробнее).

Чтобы наладить работу с выпускниками, нужно как минимум с ними связаться и поддерживать коммуникацию, говорит Андрей Бушуев, начальник отдела по работе с выпускниками Московского физико-технического института (МФТИ). А это оказалось не так-то просто.

В западных вузах принято присваивать каждому выпускнику свой пожизненный электронный адрес на домене ассоциации – рабочая и личная почта меняются, а этот адрес остается постоянным способом связи, говорит Надмитов. В российских вузах такая практика оказалась редкой. Из крупных вузов, представителей которых опросили «Ведомости&», пожизненный электронный адрес выдают только в Российской экономической школе (РЭШ) и в Московской школе управления «Сколково».

«40% наших выпускников продолжили образование на PhD и/или МВА-программах в зарубежных вузах, поэтому сразу начали продвигать идею про то, чтобы почтовый адрес, который для них заводили в РЭШ, оставался у них и после выпуска. Мы не сразу смогли это реализовать, но в итоге наш IT-отдел все-таки помог, и теперь у каждого выпускника есть своя пожизненная рэшевская почта», – говорит проректор РЭШ Зарема Касабиева. Тем вузам, которые выдачу пожизненной почты не практиковали или начали делать это не сразу, собрать контакты выпускников оказалось не так-то просто, признается проректор Томского государственного университета (ТГУ) Григорий Дунаевский. «Мы занимаемся сбором с 2010 г., за это время у нас накопилось около 15 000 контактов, это примерно четвертая или пятая часть всех выпускников, – говорит он. – Надеюсь, помогут традиционные встречи: в ТГУ выпускники каждые пять лет встречаются в университете, это тоже большой канал сбора контактов».

Из примерно 250 000 ныне живущих выпускников СПбГУ Ассоциация выпускников за четыре года работы собрала контакты около 40 000, в группах ассоциации в соцсетях больше 35 000 выпускников и несколько тысяч студентов. Некоторые вузы начали собирать контакты выпускников совсем недавно. Например, в МФТИ работу с выпускниками активизировали три года назад. «У нас 37 000 выпускников, и сейчас мы ищем их через соцсети или пытаемся найти самого активного человека на курсе, который поддерживает со всеми связь, и просим контакты у него», – рассказывает Бушуев.

Параллельно со сбором контактов многие вузы развивают собственные соцсети для выпускников. Например, Новосибирский государственный университет (НГУ) с сентября прошлого года запустил и развивает проект сетевого сообщества выпускников университета: «Глобус НГУ». «Это база данных выпускников и преподавателей, актуализированная при помощи соцсетей, – говорит Екатерина Кузнецова, исполнительный директор ассоциации «Союз НГУ». – А еще это пространство для коммуникации, календарь событий, а также возможность прямых трансляций. Например, прямой эфир с недавнего конгресса выпускников НГУ в Новосибирске посмотрели почти 1000 человек – это больше, чем те, кто принял участие в мероприятиях очно». В «Глобусе НГУ» есть карта выпускников в зависимости от их места жительства, платформа для краудфандинга, открытый университет выпускников НГУ с библиотекой и лекциями.

В прошлом году веб-портал для выпускников заработал и в СПбГУ. «Помимо создания личных, групповых чатов и видеозвонков, портал Ассоциации выпускников СПбГУ (АВ СПбГУ) роднит с привычными всем соцсетями возможность находить однокурсников, добавлять членов ассоциации в друзья и просматривать групповые и персональные живые ленты. У портала есть информационная часть, где публикуются новости ассоциации, анонсы мероприятий и новых проектов, – рассказывает один из создателей портала, выпускник СПбГУ, председатель совета директоров ГК «Корус консалтинг» Александр Семенов. – Ресурс позволяет размещать резюме и вакансии, таким образом помогая членам ассоциации в развитии карьеры».

Собственная соцсеть есть и в ВШЭ – это «Вышка Family», которая позволяет выпускникам связываться между собой и поддерживать понравившиеся студенческие проекты. Над собственной онлайн-платформой для выпускников работают в МГИМО и РАНГХиГС. У каждого вуза есть, как минимум, группа в соцсетях, аккаунт в Twitter или канал в Telegram. Чтобы поддерживать связь, сотрудники Ассоциации выпускников РЭШ поздравляют своих выпускников с бракосочетанием или рождением детей, говорит Касабиева.

Как объединить выпускников?

«После выпуска люди держатся 2–3 года, а потом вылетают из обоймы, – говорит Константин Попов, президент Ассоциации выпускников программы MBA Российского экономического университета (РЭУ) им. Плеханова. – Просто сложно найти какое-то большое дело, которое бы всех объединяло, но мы стараемся».

РЭУ каждый месяц проводит образовательные мероприятия и два раза в год устраивает встречи ассоциации. «Самый большой спрос у нас на летние походы на парусниках «Седов» и «Крузенштерн», – рассказывает Попов. – Мы обычно зовем туда какого-то интересного спикера – например, с нами ездил маркетолог Игорь Манн, бизнес-тренер Марк Кукушкин, в этом году будет Алексей Ситников, политтехнолог, который работал с Ксенией Собчак в начале ее президентской предвыборной кампании».

Встречи в формате лекций действительно популярный формат, подтверждает Мария Горизонтова, исполнительный директор АВ СПбГУ. «У нас читают лекции и наши выпускники – нейропсихолог Татьяна Черниговская, музыкант Борис Гребенщиков, эксперт по тайм-менеджменту Глеб Архангельский, писатель Александр Цыпкин и просто приглашенные известные люди – например, основатель ABBYY Давид Ян, художник Михаил Шемякин и даже Сергей Шнуров».

В ВШЭ в прошлом году прошла лекция нобелевского лауреата по экономике Кристофера Писсаридеса.

Большинство вузов придерживаются стандартного набора мероприятий – например, регулярно проводят Reunion, кальку с американского формата «воссоединения» выпускников. Ежегодный Reunion есть почти у всех – у СПбГУ, РЭШ, ВШЭ. «На нашем Reunion мы создаем пространство для содержательного общения, говорим о тенденциях и открытиях в науке, показываем разнообразие наук, изучаемых в университете, обсуждаем современные явления культуры и искусства и создаем площадку для общения выпускников», – рассказывает Вера Конашенок, руководитель направления по работе с международными клубами АВ СПбГУ. Ежегодно на встречи приходят, по ее словам, больше 1500 выпускников, а в последние несколько лет по видеосвязи присоединяются и выпускники из международных клубов – в частности из Китая, Японии, Германии и Армении. В апреле 2019 г. АВ СПбГУ проведет первый международный реюнион – в Праге. «Мы ожидаем, что приедет несколько сотен выпускников, живущих в Европе», – говорит Конашенок. МГИМО большую встречу своих выпускников сделал международной давно – каждый год институт проводит Международный форум выпускников МГИМО в разных странах. В прошлом году форум прошел в Казахстане, на него приезжали глава МИД России Сергей Лавров и председатель сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев (оба выпускники МГИМО). В предыдущие годы форум проходил в Узбекистане и Армении. «На такие форумы мы приглашаем всех, но стараемся отдельно привлекать тех выпускников, кто добился выдающихся результатов на государственной службе, в науке или бизнесе», – говорит Игорь Арсеньев, глава Ассоциации выпускников МГИМО.

В СПбГУ ассоциация устраивает студенческую парусную регату: в этом году она стала самой крупной студенческой регатой в Европе – в ней приняли участие 23 команды из 15 вузов мира, в том числе из Беркли (США), Империал колледжа (Великобритания), Университета науки и технологий Циндао (Китай), а общее число участников праздника превысило 500 человек. Кроме трехдневной студенческой регаты ассоциация проводит уже традиционную гонку выпускников – в этом году в акватории Невы гонялись 18 команд выпускников. Места в лодках на эту гонку заполняются за несколько часов после начала регистрации.

В ТГУ решили устроить сбор средств на памятник основателям университета, профессорам Василию Флоринскому и Дмитрию Менделееву. Памятник был открыт 5 сентября в дни празднования 140-летия университета. «На памятнике установлен QR-код, дающий доступ к Книге жертвователей университета – спискам всех, кто помогал, помогает или будет помогать», – рассказывает Дунаевский.

ВШЭ каждый год проводит награждение выпускников HSE Alumni Awards в нескольких номинациях. В этом году их шесть: «Государственная служба», «Корпоративный бизнес», «Частный бизнес», «Четвертая власть», «Филантроп» и «Железный человек». В предыдущие годы премию вручали, например, Тоне Самсоновой, основательнице проекта The Question, и ресторатору Дмитрию Левицкому, совладельцу баров «Дорогая, я перезвоню». Кандидатов из числа выпускников выдвигают либо структурные подразделения ВШЭ, либо преподаватели и сотрудники, либо сами выпускники. Победитель в каждой номинации определяется решением жюри с учетом открытого голосования.

Кроме культурного досуга выпускникам можно предложить и массу дополнительных сервисов, считают в РЭШ: после окончания там выдают «карточку выпускника», NES Alumni Card, позволяющую пользоваться библиотекой, компьютерным классом, а главное – системой my.NES с доступом к материалам пройденных курсов. «My.NES – это, конечно, один из главных бенефитов [для выпускников], учебные материалы бывают нужны в работе», – говорит Касабиева. Кроме этого у выпускников есть доступ в электронную директорию, где хранятся контактные данные всех, кто когда-то учился в РЭШ, и поисковая система позволяет найти выпускников определенной специальности, из конкретной страны, компании или университета. При необходимости выпускники могут получить консультацию в Writing and Communication Center РЭШ: там им помогут эффективно выстроить коммуникации в бизнесе и академической среде.

Раз в год ассоциация выпускает бумажный журнал для выпускников и друзей РЭШ – NES Alumni Magazine – и рассылает его в 43 страны. Для выпускников есть скидки на вечерние образовательные программы РЭШ, которые могут доходить до 50%, и скидки на книги собственного издательства школы. Скидки на дополнительное образование для выпускников есть и в ВШЭ, но скромнее – до 10%. Но кроме этого ВШЭ развивает программу лояльности со своими партнерами – в ней есть, например, скидки в фитнес-клубы и на книги некоторых издательств.

Клубы вместо ассоциации

Ассоциации выпускников – это, как правило, некоммерческие общественные организации, которые существуют как отдельное от вуза юрлицо. Из-за этого возникают сложности, говорит Дунаевский.

«Например, вуз нам передал контакты 15 000 выпускников, но по закону о защите персональных данных воспользоваться мы ими не можем, потому что эти персональные данные фактически были переданы не нам, а другому юрлицу – ТГУ, – рассказывает он. – То есть нам нужно было, чтобы каждый выпускник зарегистрировался на сайте ассоциации, и тогда мы смогли бы отправлять ему нашу рассылку». Для этого ассоциация связывалась с выпускниками через соцсети и просила их зарегистрироваться на сайте. Но массовая рассылка таких приглашений в соцсетях тоже сложная задача, легко угодить в спам, сетует Дунаевский. В итоге на сайте ассоциации зарегистрировались около 2500 выпускников.

Из-за специфической организационной формы многие ассоциации не гонятся за тем, чтобы все выпускники становились ее членами. «Система регулирования и управления НКО довольно сложная, – говорит Горизонтова. – Например, по закону, чтобы мы могли принять решение о смене руководителя ассоциации, нам нужно собрать как минимум половину членов, в настоящий момент их 6000 человек».

С финансовой точки зрения членство выпускников в ассоциациях для большинства вузов формальность: из опрошенных вузов членские взносы оказались только у Ассоциации выпускников МГИМО – 1500 руб. ежегодно.

В ВШЭ от развития единой ассоциации вообще отказались, говорит проректор по внеучебной работе Игорь Чириков. «По инициативе выпускников мы заменили ее отраслевыми клубами: медиаклубом, маркетинговым клубом, клубом дарителей – тех, кто хотел бы помогать школе финансово, – рассказывает он. – Этим клубам мы даем площадку для встреч и стараемся помогать методически». &

Текст: Инесса Демидова

Вернуться к номеру