Подарите «Ведомости»
Номер 43 от 14 февраля 2019
Партнер проекта «Genesis»

Бойзбенды, сериалы, дизайн – все, что нужно знать о модных героях из Кореи

Как халлю захватывает мир

21 декабря 2012 г. число просмотров клипа Gangnam Style исполнителя Psy на YouTube перевалило за 1 млрд. Корейскому музыканту удалось то, чего к тому моменту не удавалось еще никому в мире. За месяц до этого Gangnam Style сместил с пьедестала самого просматриваемого клипа в истории видео Baby Джастина Бибера. Когда число просмотров перевалило за 2,15 млрд, Google пришлось внести коррективы в счетчик – в прежнем просто не было предусмотрено такое количество. Самой популярной композиция оставалась еще пять лет. К концу января 2019 г. у ролика 3,27 млрд просмотров – т. е. если пользователи смотрели клип лишь однажды, то его видел каждый третий житель Земли.

До Gangnam Style ни одно из произведений корейских музыкантов даже близко не приближалось к такому успеху ни в мире, ни в США – на крупнейшем музыкальном рынке.

Gangnam Style «неостановима» и «захватила мир», констатировала в 2012 г. Los Angeles Times. Похожим образом захватывают мир и другие направления южнокорейской массовой культуры – от сериалов до дизайна и кулинарии. Это явление даже получило собственное название – «корейская волна» (кор. «халлю»). Феноменальный рост популярности южнокорейской массовой культуры начался с конца 1990-х гг. – сначала в Восточной Азии, а в новом тысячелетии уже и по всему миру. На 2017 г., по данным портала korea.net, более 73 млн человек в 92 странах состояли только в официальных фан-клубах халлю и K-pop.

Сейчас в понятие «корейская волна» включаются и южнокорейские компьютерные игры, и городская мода, и современная литература, и детская мультипликация, а иногда и весь корейский образ жизни в самом широком смысле этого слова.

Поп-музыка

$2,1 млрд
$2,1 млрд

в такую сумму оценивало рынок корейских ресторанов в США по итогам 2016 г. корейское агентство содействия торговле и инвестициям KOTRA. Число корейских ресторанов в США превышает 5000, Национальная ресторанная ассоциация начиная с 2013 г. включает корейскую кухню в число наиболее перспективных и самых модных направлений. А журнал Time в 2016 г. включил Роя Чоя, корейско-американского шеф-повара, автора кимчи такос, в сотню самых влиятельных людей мира. В России тоже ежегодно растет число корейских ресторанов: в одной только Москве сейчас их насчитывается несколько десятков, тогда как в начале 2000-х едва набиралось больше дюжины. А главное – разбираться в корейской кухне стало модно и престижно: теперь о ней пишут в глянце, благосклонно высказываются известные рестораторы и критики. Например, в 2016 г. Александр Раппопорт на страницах Tatler назвал корейское барбекю «настоящим кулинарным шоу».

Сейчас на весь мир гремит другой представитель южнокорейской популярной музыки – бойзбенд BTS. Семерка участников BTS начала активно выступать еще в 2013 г., и сегодня у них 15 млн подписчиков на YouTube-канале, их хиты одни из самых востребованных в iTunes, а недавно группа впервые в истории южнокорейской поп-музыки возглавила американские музыкальные чарты – весной 2018 г. она заняла 1-е место в Billboard 200, став второй неанглоязычной группой за всю историю. У BTS пять студийных альбомов – на корейском, японском и английском языках.

В отличие от многих других однотипных звезд халлю эта группа не только развлекает своих фанатов, но и пытается участвовать в решении глобальных проблем. Так, в 2017 г. в сотрудничестве с UNIСEF участники группы запустили кампанию против жестокого обращения с детьми и подростками. Поддержка группы позволила собрать 1,6 млрд вон (около $1,4 млн), писал в 2018 г. Billboard со ссылкой на UNICEF Korea. В сентябре 2018 г. BTS первой из корейских групп была приглашена выступить с речью на Генассамблее ООН в Нью-Йорке: музыканты призвали молодое поколение не бояться быть собой и отстаивать свои идеалы.

В прошлом году BTS стала официальным послом флагманского семиместного кроссовера Palisade, выпускаемого Hyundai Motor. Группа с помощью стрима участвовала в презентации автомобиля на автосалоне в Лос-Анджелесе, а дальше будет задействована в создании контента для соцсетей марки. У фильма What Defines a Family?, в котором участники группы рассуждают о том, что для них семья, уже сотни тысяч просмотров на YouTube. В Instagram с участием бойзбенда бренд ведет официальный аккаунт hyundai.lifestyle: в одном из роликов, например, семеро исполнителей выходят из Palisade на расстеленную специально для них красную ковровую дорожку. Марка называет совместную работу с BTS «платформой для творчества, сотрудничества и вдохновения, которая создана и поддерживается Hyundai».

Телесериалы и кино

Победители кинофестивалей
Победители кинофестивалей

Южнокорейский кинематограф, хотя его и нельзя в полном смысле считать элементом «корейской волны», не отстает от телесериалов. Пожалуй, самые известные режиссерские имена из Кореи на сегодня – это Ким Ки Док (в России его имя чаще ошибочно пишут как Ким Ки Дук), Пак Чхан Ук, Ли Чхан Дон и Хон Сан Су. Работы Ким Ки Дока получили четыре награды в Локарно в 2003 г. за фильм «Весна, лето, осень, зима... и снова весна», приз за лучшую режиссуру в Берлине за фильм «Самаритянка», главный приз 69-го Венецианского кинофестиваля в 2012 г. за фильм «Пьета». Пак Чхан Ук в 2004 г. получил приз Каннского фестиваля за фильм «Олдбой». На том же фестивале в 2018 г. в двух номинациях победил фильм Ли Чхан Дона «Пылающий». Правда, часто в корейском кино, которое смотрят и на Западе, и в России, много жесткости, сцен насилия и крови, но это лишь одна его сторона. Снимают в Корее и захватывающие триллеры («Объединенная зона безопасности», «Воспоминание об убийстве»), и зрелищные фильмы-катастрофы («Хэундэ», в русском прокате – «Цунами»), и качественные фильмы ужасов («Поезд в Пусан»), и романтичные мелодрамы («Агентство знакомств «Сирано»).

Вторым элементом, запустившим в свое время «корейскую волну», стали южнокорейские телесериалы. И если К-pop слушают в основном подростки и студенты, то корейские «драмы» (или «дырамы», если называть их по-корейски) привлекают аудиторию и более старшего возраста. Одним из первых прорывов стал мелодраматический сериал «Зимняя соната» (2002), рассказывающий загадочную историю любви Чунсана и Ючжин. До этого случая ни один южнокорейский сериал не добивался известности за рубежом.

Живописные снежные пейзажи, романтический саундтрек и обилие целомудренных, но от этого лишь более трогательных любовных сцен обеспечили сериалу беспрецедентную популярность в Японии: там картину сначала продемонстрировали по центральному телевидению (NHK), а через полгода по просьбам телезрительниц повторили по спутниковому каналу.

Маленький корейский остров Намисом в северной провинции Канвондо, где проходили съемки, на несколько лет стал буквально местом поклонения японских фанатов «Зимней сонаты»: если в 2001 г. там побывало около 270 000 туристов, то после выхода сериала в 2002 г. эта цифра дошла до 650 000 и в дальнейшем только росла.

После «Зимней сонаты» у южнокорейской индустрии телесериалов было много и других удачных проектов. С большим успехом прошла по мировым телеканалам «Жемчужина дворца», повествующая о приключениях королевской поварихи в средневековой Корее. После него в мире повысился интерес к корейской кухне, особенно в ее придворном варианте (т. е. к тем блюдам, которые подавались при дворе корейских королей и которые ела элита в традиционной Корее). «Жемчужина» была продана уже более чем в 60 стран. Ее даже показали в России – на одном из дальневосточных телеканалов.

Военно-драматический сериал «Потомки солнца» (2016) стал очередным международным успехом: если до сих пор главной темой сериалов становились корейские реалии, то здесь сюжет разворачивался в вымышленной ближневосточной стране Урук, куда герои были отправлены с миротворческой миссией. Корейские критики назвали его новым словом в корейском сценарном деле и кинопроизводстве. Финальный эпизод сериала в одном только Китае был просмотрен, по данным AsiaOne, 2,3 млрд раз, а всего сериал, по данным корейских СМИ, был продан для показа почти в 30 стран.

Волна популярности сделала сериалы эффективной площадкой для продактплейсмента южнокорейских брендов. По подсчетам YMCA (Young Men’s Christian Association), на которые ссылаются корейские СМИ, в среднем в одном эпизоде корейской драмы продактплейсмент может встречаться 57 раз, а в рекордсмене – драме «Плохой папа» таких моментов больше 100.

Так, партия помады Two Tone Lip Bar компании Laneige, которой пользовалась в кадре главная героиня «Потомков солнца», была распродана в Китае за четыре дня. А любовная сцена, снятая в модели Genesis, когда машина едет сама по себе, пока один из героев целует любимую, заставила многих обратить внимание на инновационный функционал современных корейских автомобилей.

Бренд Genesis в 2018 г. завоевал наивысшую награду Red Dot Awards – Best of the Best – в категориях «Розничная торговля» и «Дизайн звука». Судьи Red Dot Awards отметили и флагманский шоурум Genesis Gangnam в Сеуле и Genesis Sound, брендинговую кампанию формата 360°. Genesis Gangnam разработало Управление городской архитектуры под руководством Рема Колхаса – здесь посетители могут познакомиться со всеми аспектами развития бренда и его продуктов. А кампания Genesis Sound, вдохновленная звучанием традиционного корейского барабана чангу, выражает разные впечатления, связанные с жизненным циклом автомобиля – от шоурума и фирменного пространства бренда до звука движения.

Спорт и дизайн

Помогают росту культурного влияния Кореи в мире и крупные международные соревнования. Чемпионат мира по футболу – 2002, Азиатские игры – 2014, Зимняя Олимпиада – 2018 дали корейцам возможность показать себя не только как спортивную державу, но и как лидеров в области передовых технологий, дизайна и стиля. Например, в центре олимпийского Пхёнчхана в 2018 г. было создано специальное пространство, где любой желающий мог познакомиться с достижениями как традиционной, так и современной корейской культуры. В комплексе информационных и коммуникационных технологий были выставлены работы в стиле медиа-арт южнокорейского художника Пэк Нам Чжуна.

Другим хитом культурной программы Олимпиады в Пхёнчхане был «Павильон Hyundai» (Hyundai Pavilion), сконструированный знаменитым британским архитектором Асифом Ханом. С внешней стороны здание было покрыто суперсовременным материалом Vantablack (субстанция из углеродных нанотрубок), что создавало оптическую иллюзию выхода в глубины космоса, возникшего посреди обычного городского пейзажа. А тысячи светодиодных огней, сияющих на стенах павильона, дополняли трехмерный образ звездной вселенной. Внутри павильона – масштабная инсталляция в виде 25 000 капель воды, сбегающих по белой поверхности, то сливаясь друг с другом, то снова расходясь. Черный фасад павильона призван был воплощать идею вселенной – источника водорода, а в каплях воды – тот же водород, который создал и вселенную, и звезды. Смысл этого произведения – показать собственное представление Hyundai Motor о мобильности будущего и рассказать об инновационной технологии топливных элементов для автомобилей на основе водорода. Павильон получил бронзовую награду в категории «Дизайн: объемные и скульптурные инсталляции и пространства» на международном фестивале рекламы «Каннские львы». &

Текст: Мария Осетрова

«Павильон Hyundai» на Олимпиаде в Пхёнчхане

Вернуться к номеру