От «Байконура» до новых самолетов

Какие общие проекты в авиационно-космической отрасли есть у России и Казахстана
Роскосмос

Космодром «Байконур» – самый известный проект, связывающий Россию и Казахстан в авиационно-космической отрасли, но вовсе не единственный. Сотрудничество стран затрагивает разные сферы – от обучения кадров до совместной работы над новыми региональными самолетами.

Делиться ноу-хау

Казахстан в этом году – страна – партнер российского МАКСа. Укрепление экономических связей в Евразийском экономическом союзе – одна из основных тенденций последних лет, объясняет представитель Минпромторга (организатор авиасалона). А международные авиационно-космические салоны – не просто торговые выставки и авиашоу, но и важный инструмент для продвижения крупных проектов как в гражданском секторе, так и в области военно-технического сотрудничества, отмечает он.

Впервые страна-партнер появилась у МАКС-2019 (авиасалон проходит раз в два года) – тогда им был Китай. Этот формат оказался крайне эффективным, говорит представитель Минпромторга: наличие страны-партнера означает, что в выставочной и деловой программах акцент сделан на совместных проектах. Так, Россия и Казахстан на МАКС-2021 планируют обсудить развитие проекта локализации производства гражданских вертолетов Ми-8АМТ в Казахстане, совместные проекты производства легкого многоцелевого самолета «Байкал» и нового турбовинтового регионального самолета (ТВРС), а также организацию в Казахстане центра техобслуживания и ремонта.

Россия тесно сотрудничает с Казахстаном в создании его собственной авиационной промышленности, говорится в ответе департамента информации и печати российского МИДа на вопросы «Ведомости&». «Это позволяет раскрыть резервы нашей горизонтальной кооперации в наукоемких отраслях. Принимая во внимание общий уровень отношений с Казахстаном, Россия готова делиться с союзником передовыми техническими решениями», – подчеркивает ведомство.

У организаций гражданской авиации в странах СНГ было много общего: база (советский «Аэрофлот»), менталитет, единый язык общения и единая нормативная база, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Это могло бы способствовать сохранению связей в авиации, в том числе в виде гарантированных рынков сбыта для отечественных компаний, но все рычаги влияния были стремительно утрачены, продолжает он: «На фоне бездействия России активные шаги предпринял Запад: ряд государств бывшего СССР вошли в «Единое небо» Евросоюза, а их авиакомпании сделали ставку на американские и европейские самолеты».

Сейчас перед Россией стоит непростая задача возродить влияние на постсоветском пространстве, говорит Пантелеев. Но сделать это можно, только предложив для «старых новых» партнеров привлекательные условия, например офсетные программы (при покупке импортной продукции включают встречные требования по реинвестированию части средств в экономику страны-импортера. – «Ведомости&»), передачу технологий в обмен на доступ на рынок, совместные научные исследования и программы подготовки кадров.

Вертолеты по лицензии

Флагманский проект двух стран – лицензионная сборка вертолетов семейства Ми-8 на алма-атинском Авиаремонтном заводе № 405, рассказывает представитель Минпромторга. В 2019 г. российский холдинг «Вертолеты России» подписал трехстороннее соглашение с двумя казахстанскими предприятиями – НК «Казахстан инжиниринг» из г. Нур-Султана и Авиаремонтным заводом № 405 на организацию крупноузловой сборки вертолетов Ми-8АМТ/Ми-171Е.

Вертолеты типа Ми-8/17 разработки Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля относятся к вертолетам тяжелого класса. Их крейсерская скорость – 230 км/ч, дальность полета – 620 км, полезная нагрузка – 4 т. Разные модификации позволяют эксплуатировать вертолеты для грузовых и пассажирских перевозок (даже в варианте VIP), поисково-спасательных работ и тушения пожаров.

Авиакомпания «Казавиаспас» уже получила четыре собранных в Казахстане вертолета Ми-8АМТ для тушения пожаров и до конца года «Вертолеты России» поставят в страну еще четыре вертолетокомплекта, рассказывает представитель холдинга. Всего к концу 2022 г. планируется собрать 17 бортов для нужд МЧС и национальной гвардии Казахстана, подчеркивает МИД.

/Международный авиационно-космический салон (МАКС)

На МАКСе «Вертолеты России», по словам представителя компании, планируют обсудить с казахстанскими партнерами дальнейшее развитие проекта по сборке российских вертолетов.

Самолеты для местных перевозок

В России нужно создать авиакомпанию, специализирующуюся на пассажирских и грузовых перевозках на Дальний Восток и в труднодоступные районы, поручил в 2020 г. президент Владимир Путин. В 2021 г. для этих целей была создана Единая дальневосточная авиакомпания, а частью ее парка для полетов на местных линиях будут новые легкие многоцелевые самолеты «Байкал» разработки Уральского завода гражданской авиации (УЗГА).

Девятиместный одномоторный турбовинтовой «Байкал» должен заменить легендарный «кукурузник» Ан-2. По всем характеристикам он будет опережать предшественника: «Байкал» будет быстрее (крейсерская скорость – до 300 км/ч против 150–190 км/ч), грузоподъемнее (сможет летать с коммерческой нагрузкой 2 т не менее чем на 1500 км против 1,5 т и 990 км у Ан-2). Его стоимость не должна превышать 120 млн руб. в ценах 2020 г., а себестоимость летного часа без учета лизинга – 30 000–40 000 руб., писали «Ведомости». Для сравнения: у американской Cessna Caravan летный час стоит 73 000 руб., а у Kodiak 100 – 67 000 руб. Планируется, что «Байкал» впервые поднимется в воздух в 2021 г., получит сертификат типа до конца 2022 г., а первые поставки начнутся в 2023 г.

Но перспективы «Байкала» не только на внутреннем рынке. Казахстан в 2021 г. пообещал вложить в разработку и производство опытных образцов «Байкала» 1 млрд руб. Взамен страна получит миноритарную долю в проекте и лицензию на производство этих самолетов, говорил «Ведомостям» Олег Богомолов, директор по продажам УЗГА. По его словам, Казахстан планирует организовать производство «Байкалов» в первую очередь для внутреннего рынка (его потребности – 100–150 самолетов), а в перспективе и для поставок на экспорт.

Казахстан станет партнером России и в создании самолета ТВРС-44 (его также разрабатывает УЗГА). Самолет, который сможет перевозить до 44 пассажиров, потенциально заменит сразу несколько типов региональных лайнеров (Ан-24, Ан-26 и Як-40). Его предполагаемая стоимость – около $12–14 млн. Первые поставки намечены на 2025 г. «Новый самолет, как предполагается, войдет в линейку самолетов местных воздушных линий между 19-местным самолетом L-410, собираемым по лицензии в России, и 64-местным самолетом Ил-114-300, проходящим летные испытания», – подчеркивает МИД.

Соглашения, касающиеся двух этих проектов, планируется подписать на МАКСе. Там же корпорация «Иркут» планирует провести переговоры с делегацией Казахстана о поставках авиалайнеров Sukhoi SuperJet 100 и МС-21, а также истребителей Су-30СМ. Лайнер МС-21, собранный на Иркутском авиазаводе, заявлен в летной программе авиасалона.

Инфраструктура новых запусков

Расположенный в Казахстане и арендованный Россией космодром «Байконур» в 1955 г. задумывался как полигон для испытания баллистических ракет, но именно отсюда два года спустя был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а в 1961 г. полетел в космос первый человек – Юрий Гагарин.

Для «Роскосмоса» Казахстан – стратегический партнер в космической сфере, говорится в ответе госкорпорации на вопросы «Ведомости&». На МАКСе стороны обсудят совместные направления деятельности. «Это и разработка оптических и радиолокационных спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) по российской программе «Сфера» с привлечением компаний-разработчиков из стран Евразийского экономического союза. И локализация производства таких спутников ДЗЗ на сборочно-испытательном производстве космических аппаратов в Нур-Султане. И запуск спутников с использованием созданного по проекту «Байтерек» космического ракетного комплекса (КРК), и последующее совместное формирование локальных операторов услуг», – отмечает пресс-служба «Роскосмоса».

«Байтерек» – это стартовавший в 2004 г. совместный проект двух стран. Его цель – создать организационно-техническую структуру для запуска космических аппаратов экологически чистыми ракетами-носителями. «Байтерек» будет создан на базе наземной инфраструктуры КРК «Зенит-М» (расположен на «Байконуре»). В рамках проекта появятся новые технический и стартовый комплексы для пусков российской ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». Работы по созданию ракеты-носителя ведутся за счет российского бюджета, а создание наземной инфраструктуры КРК «Байтерек» – за счет средств Казахстана. «Ход работ по проекту позволяет планировать начало летных испытаний нового комплекса (первый пуск «Союз-5») в 2023 г., как это и определено руководителями государств», – подчеркивает пресс-служба «Роскосмоса».

/Роскосмос

Также прорабатывается проект модернизации стартового комплекса площадки № 1 «Байконура» («Гагаринский старт») и технического комплекса ракеты космического назначения в монтажно-испытательном корпусе площадки № 112 космодрома для обеспечения запусков ракет-носителей семейства «Союз-2», делится планами «Роскосмос». Предполагается, что это будет коммерческий проект с привлечением средств инвестфондов России, Казахстана и, возможно, Объединенных Арабских Эмиратов.

Кадры для авиастроения

Для того чтобы российско-казахстанские совместные проекты в области авиастроения успешно работали, нужно готовить казахстанских специалистов и инженеров, отмечает МИД. Это логично: работы по сборке, техническому обслуживанию и ремонту авиатехники требуют привлечения высококвалифицированного и лицензированного персонала, объясняет представитель Минпромторга. В Казахстане, например, есть филиал Московского авиационного института (МАИ), который мог бы стать плацдармом для совместных образовательных проектов, рассказывает представитель Минпромторга, также возможны обучение и стажировки казахстанских студентов в российских вузах.

Казахстан – одно из приоритетных направлений по международному взаимодействию в аэрокосмической отрасли для МАИ, говорит его проректор по учебной работе Дмитрий Козорез. Страна в тройке лидеров по числу обучающихся в МАИ студентов-иностранцев (всего в вузе учится более 1700 иностранных студентов из 80 стран мира). Студенты из Казахстана могут выбрать любую специальность, наиболее популярны у них, по данным Козореза, «авиастроение», «радиотехника», «ракетные комплексы и космонавтика» и проч.

Расположенный в г. Байконуре филиал МАИ «Восход» – единственный в городе государственный вуз. Он готовит инженеров для государственных и частных компаний, испытательных центров «Байконура» и проч. «Восход», по словам Козореза, сотрудничает с ведущими вузами России и Казахстана. Среди них Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М. Ф. Решетнева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби.

Среди выпускников МАИ – выходцев из Казахстана Козорез называет замминистра внутренних дел Казахстана Сакена Сарсенова, председателя аэрокосмического комитета министерства оборонной и аэрокосмической промышленности страны Баубека Оралмагамбетова, заместителя председателя аэрокосмического комитета министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Алана Казкенова.