Денис Мантуров: «МАКС-2021 задаст ориентиры для развития отечественной авиакосмической отрасли»

Министр промышленности и торговли о том, что Россия покажет на авиасалоне

Прошедший 2020 год существенно изменил ландшафт и глобального, и внутреннего рынка авиаперевозок, поставил новые вызовы перед авиастроительной отраслью и обострил вопросы экономической привлекательности и конкурентоспособности воздушных судов для ключевых производителей и эксплуатантов.

Это неудивительно: в начале пандемии объем перевозок на внутренних рейсах сократился в разы – на 88%. Временно останавливалось и международное авиасообщение, где сокращение в моменте превышало 90%. В мае 2020 г. на совещании у президента авиационная промышленность была включена в число отраслей, наиболее пострадавших от пандемии COVID-19, и получила существенную поддержку. В частности, была утверждена и начала реализовываться программа финансового оздоровления ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация, входит в «Ростех». – «Ведомости&»), удалось запустить новую программу поддержки лизинга российских воздушных судов. Лизинговые компании получили государственные гарантии и субсидирование снижения стоимости летного часа. Это дало возможность осуществлять работу по выпуску и передаче заказчикам 59 гражданских самолетов SSJ100. Были сдвинуты «влево» (на более ранние сроки) закупки техники для санавиации, что позволило необходимым образом загрузить предприятия вертолетостроительной отрасли.

В результате предпринятых усилий драматических последствий удалось избежать. Работа над всеми стратегически важными проектами гражданской и военной авиации была продолжена. МС-21-300 поднялся в небо на российских двигателях ПД-14, а в этом году в воздухе будет испытано и отечественное композитное крыло. Состоялись первые полеты регионального Ил-114-300, модернизированного «Ансата».

К МАКС-2021, который, к слову, из-за обусловленных пандемией ограничений остался в этом году единственным мероприятием в своем классе, мы подходим с утвержденной стратегией развития авиационной промышленности и четким пониманием задач, которые стоят перед отраслью в средней и долгосрочной перспективе: импортозамещения, цифровизации, повышения экологичности и экономичности. Особое значение будет уделено и самолетостроению для малой авиации: необходимо решать поставленную президентом задачу по транспортному «сшиванию» страны – и создание безопасных и экономичных воздушных судов для местных и региональных авиаперевозчиков является нашим безусловным приоритетом.

На выставке будут представлены актуальные новинки – всего почти 200 единиц техники. Вертолетостроение продемонстрирует самые современные машины, способные выполнять широкий спектр задач как гражданской, так и государственной авиации. Среди них легкий, незаменимый в санитарной авиации «Ансат-М», тяжелый Ка-32А11М, многоцелевой Ka-62, эффективный для борьбы с пожарами в любых условиях, и первый российский офшорный вертолет Ми-171А3, доля отечественных компонентов в котором превышает 90%. Холдингом «Вертолеты России» впервые будет представлен опытный образец новейшего беспилотника вертолетного типа БАС-200. Беспилотный вертолет предназначен для выполнения задач по мониторингу и наблюдению и может участвовать в спасательных операциях, выявлять очаги пожаров, вести мониторинг окружающей среды.

В небо над Жуковским поднимутся региональный самолет Ил-114-300 и среднемагистральный МС-21-310 (в модификации с российскими двигателями ПД-14), впервые покажем летающую лабораторию Як-40ЛЛ с демонстратором экономичной и экологичной гибридной силовой установки. Наконец, продемонстрируем новый легкий многоцелевой самолет «Байкал» пассажировместимостью до девяти кресел, призванный обеспечить грузовые и пассажирские перевозки на местных и внутрирегиональных маршрутах, а также самые востребованные виды авиационных работ.

Деловая программа салона позволит в рамках дискуссий обсудить волнующие всех вопросы развития отрасли в ближайшей перспективе: внедрение новых материалов и технологий, цифровизацию, использование технологий искусственного интеллекта, беспилотные решения и, конечно, гражданский сверхзвук.

Сегодня авиационная техника российского производства активно продвигается на внешние рынки. Мы ведем диалог с правительствами и предпринимателями стран – участников и наблюдателей ЕАЭС (Евразийский экономический союз. – «Ведомости&»), готовы значительно расширять кооперационные связи, запускать лицензионное производство российской техники. Прорабатывается поставка самолетов-амфибий Бе-200 в Турцию, Испанию и Таиланд. В Республике Казахстан стартовала сборка вертолетов семейства Ми-8 из вертолетокомплектов, поставляемых из России. Международная кооперация генерирует новые рабочие места, делает удобным послепродажное обслуживание и увеличивает налоговые поступления в бюджеты участников. Поэтому мы всегда будем поддерживать взаимовыгодное сотрудничество в авиаиндустрии.

В МАКС-2021 планируют принять участие в очном и – с поправкой на эпидобстановку – дистанционном формате более 250 зарубежных компаний из 54 стран, из них 77 экспонентов будут представлены непосредственно на площадке салона.

В рамках международного трека МАКСа пройдет совместная сессия с Сычуаньским авиасалоном – мы считаем, что у наших мероприятий есть большой потенциал для синергии в части демонстрации достижений и формирования глобальной повестки мировой авиакосмической отрасли.

МАКС-2021, безусловно, станет одним из самых ожидаемых отраслевых мероприятий последних лет, задаст ориентиры для развития отечественной авиакосмической отрасли и сформирует окна возможностей для новых кооперационных проектов.