Будущее частной космонавтики

Как разные страны борются за рынок с потенциальным объемом $1 трлн
Blue Origin

Частные ракеты стартуют с разных континентов, космические стартапы привлекают сотни миллионов инвестиций, туристы раскупают билеты в космос, а NASA доверяет частникам межпланетные запуски и добычу грунта на Луне.

Современный космический рынок, достигший $366 млрд, на три четверти состоит из коммерческого сегмента, а на четверть – из государственных проектов и программ, писал в конце прошлого года бывший директор РВК Евгений Кузнецов в колонке для «Ведомостей». К 2040 г. выручка мировой космической отрасли может превысить $1 трлн, прогнозируют эксперты Morgan Stanley.

Что стоит за частнокосмическим бумом и какие могут быть перспективы у такого бизнеса?

США: размывая границы

Пока большинство традиционных космических держав только присматриваются к частной космонавтике, США привлекают негосударственных подрядчиков к решению государственных задач в космосе.

Первый американский астронавт Алан Шепард так пересказывал свои мысли перед стартом: «Каждая деталь этой ракеты сделана подрядчиком, назвавшим самую низкую цену». Практически вся космическая программа США с самого начала создавалась на негосударственных производствах, а крупные корпорации, акции которых торгуются на бирже, – Boeing, Northrop Grumman, Lockheed Martin (ранее, как и Northrop Grumman, это были две компании) и др. – это илоны маски предыдущего поколения авиакосмических промышленников. В XXI в. развитие частных компаний подтолкнул в том числе интерес венчурных инвесторов. Только в 2020 г. они вложили в стартапы $259 млрд, из них почти каждый десятый доллар пошел на финансирование стартапов в области космоса, приводил данные Виталий Полехин, руководитель клуба инвесторов МШУ «Сколково» в колонке для «Ведомостей». 75% инвестиций приходится на стартапы из США и Китая.

Для космических предпринимателей новой волны в США придумали понятие New Space. «Новый космос» – это компании, которые разработали технологии, привлекли инвестиции и зарабатывают, предоставляя услуги государству и частным клиентам. Ими могут быть спутниковая съемка, ракетные запуски или целевые продукты на основе новых технологий. Этим они отличаются от компаний сложившейся космической экономики с более жестким разделением на производителей «железа», эксплуатантов и операторов услуг.

Признанная икона New Space – SpaceX Илона Маска, созданная в 2002 г., чтобы снизить расходы на полеты в космос и колонизировать Марс. Она, например, разработала три ракеты-носителя, космический корабль Dragon, запустила в 2020 г. в космос первый частный пилотируемый корабль Dragon V2, а разворачиваемая ею спутниковая система Starlink обещает обеспечить интернетом те местности, где его не было или он был дорог.

/SpaceX

Есть и другие примеры. Planet, основанная тремя бывшими учеными NASA, создает малые фотоспутники и продает результаты съемки. RocketLab новозеландца Питера Бека производит сверхлегкие ракеты и запускает их с космодрома в Новой Зеландии (у компании два отделения – в Новой Зеландии и США). Спутники следят за погодой или дают представление об изменении климата, пишет RocketLab на сайте.

NASA по ряду направлений последовательно отказывается от практики заказывать конечное изделие (космический корабль или ракету) и переходит к заказам услуг: доставки грузов или людей на околоземную орбиту или на поверхность Луны. Это позволяет компаниям сохранять и коммерциализировать интеллектуальную собственность. А многие и вовсе дорабатывают проекты, которые 10–20 лет назад начинали NASA или DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США. – «Ведомости&»). Кроме SpaceX в их числе созданная для космического туризма Blue Origin основателя Amazon Джеффа Безоса, разработчик космического корабля Dream Chaser компания Sierra Nevada Фатиха и Эрен Озмен, а также планирующая добывать полезные ископаемые на Луне Moon Express (в нее инвестировал бывший сооснователь «Евросети» Тимур Артемьев).

Американские частники могут пользоваться государственной инфраструктурой – испытательными стендами и стартовыми комплексами. Причем компании, работающие по госконтракту, могут испытывать за госсчет и те технологии, которые не перейдут государству. Вначале такой подход был для NASA скорее экспериментом, но сейчас все активнее внедряется в эксплуатации Международной космической станции и в лунной программе, размывая границы между «старым» и «новым» космосом.

Европа: без серьезных задач

Европа тоже привлекает негосударственный капитал в космическую индустрию. Один из примеров – Ariane Space, ракетный производитель и коммерческий оператор, у которого 20 акционеров из 10 европейских стран, включая государственные структуры и Airbus.

«Чистый» New Space развивается в спутниковых сервисах. Так, европейский RapidEye запустил спутники в 2008 г. и к 2015 г. обладал развитой клиентской базой, успев к этому времени пережить одно банкротство и два поглощения: сначала – со стороны канадской Black Bridge, затем – американской Planet.

Финская Iceye разработала и запустила несколько аппаратов для радарного всепогодного зондирования Земли. Итальянская D-Orbit разработала сверхмалый разгонный блок и предлагает высокоточную доставку малых спутников на их рабочие околоземные орбиты. Один из лидеров европейского рынка наноспутников – ISISpace предлагает их запуск в собственных транспортно-пусковых контейнерах под ключ, т. е. работает как оператор, используя европейские, американские, российские и индийские ракеты.

/D-Orbit

Европейское космическое агентство помогает развитию частной космонавтики с помощью грантов и конкурсов. Они могут быть технологическими или связанными с применением космических данных на Земле, однако важные государственные направления компаниям New Space в Европе пока не доверяют.

Китай: большие амбиции

В прошлом году космический аппарат Китая доставил на Землю почти 2 кг лунного грунта из Океана Бурь – с той местности, куда ранее не высаживались аппараты или люди. Китай стал третьей страной после США и СССР и первым за 44 года, кто привез на Землю лунный грунт.

Космическая программа Китая активно развивается и сегодня уверенно претендует на 2-е место в космических лидерах по активности и технологиям, но страна занимает скромную долю мирового космического рынка. Развитию коммерциализации отрасли мешают ограничения на поставки космической электроники и использование китайских ракет, наложенные США. Поэтому частный космос позволяет стране решить сразу несколько задач: вывести космические услуги из-под наложенных на государство ограничений, привлечь деньги частных инвесторов в развитие технологий и услуг, а также коммерциализировать уже освоенные государственные технологии.

Сейчас в Китае насчитывается несколько десятков компаний, которые охватывают практически весь спектр деятельности на низкой околоземной орбите – от ракетостроения до спутникового интернета и космического туризма. Так, первый космический запуск частная ракета китайской компании OneSpace совершила в 2018 г. Кроме нее еще несколько компаний разрабатывают ракеты, прежде всего сверхлегкого класса, в том числе многоразовые и на кислород-метановых двигателях. Китайские частники подобно американским коллегам получают от государства стартовую инфраструктуру.

Россия: только начало

На фоне мировых космических лидеров частная космонавтика России демонстрирует довольно скромные успехи. Полноценной космической компанией New Space можно считать разве что основанный в 2011 г. «Спутникс» – разработчика наноспутников и наземного оборудования, запустившего в космос первый российский частный спутник. Еще несколько стартапов, которые ориентируются на разработку космических аппаратов и технологий, пока не предоставляют услуги.

/«Спутникс»

Есть интерес к космосу и у крупных компаний. Оператор связи «Мегафон» в 2020 г. объявил: он создает «дочку» «Мегафон 1440», которая будет исследовать использование низкоорбитальных спутниковых систем для предоставления высокоскоростной передачи данных. На проведение прикладных исследований, разработку технических решений и испытания «Мегафон» в ближайшие два года планирует направить 6 млрд руб.

Многие российские частные проекты закрыты или заморожены. Так, ракетный стартап «Космокурс» закрылся в апреле 2021 г. Компания получила лицензию «Роскосмоса» на космическую деятельность и планировала в 2025 г. отправить в космос первых туристов с космодрома в Нижегородской области. Но не смогла согласовать требования к проекту космодрома с местными властями и получить от Минобороны нормативную документацию для проектирования суборбитальной туристической ракеты, говорил «РИА Новости» гендиректор компании Павел Пушкин.

Входящая в S7 Group компания S7 Space в 2018 г. купила у РКК «Энергия» плавучий космодром «Морской старт» и судно обеспечения Odyssey. Сделка длилась два года и оценивалась в $160 млн, но проект был законсервирован. В прошлом году вице-премьер Юрий Борисов пообещал: Россия восстановит «Морской старт» (цитата по «РИА Новости»), но конкретных планов пока нет.

«Роскосмос» регулярно говорит о поддержке частных космических компаний, но сделано для этого не так много: разработано новое положение о лицензировании космической деятельности, где уже нет требования приемки со стороны представителя Минобороны. В мае «Роскосмос» и фонд «Сколково» объявили об открытии отраслевого акселератора, в котором приоритет у стартапов, занимающихся цифровыми, а не космическими технологиями. Технические разработки госкорпорацию также интересуют, но готовые, которые уже можно интегрировать в сложившиеся технологические цепочки.