Как системы одного окна упрощают компаниям выход на международные рынки
Снижение издержек, борьба с коррупцией и эффективностьСтремительное развитие международной торговли делает все более актуальной цифровизацию сопровождающих ее процессов, что позволяет упрощать процедуры, снижать издержки и минимизировать коррупцию. Для этого многие страны пошли по пути создания электронных систем одного окна, куда экспортер может обращаться для оформления необходимых документов. В России такая система появилась относительно недавно – в 2020 г., зато ее функционал гораздо шире, чем у большинства иностранных аналогов, отмечают специалисты Российского экспортного центра (РЭЦ).
Одной из черт развития мировой экономики на рубеже ХХ–ХХI вв. стал быстрый рост международной торговли, отмечает ученый Елена Рогатных в научной статье «Внедрение системы «единого окна» в международной торговле в странах БРИКС» (была опубликована в «Российском внешнеэкономическом вестнике» в 2017 г.). Если в 1990 г. доля мировой торговли составляла 30% от величины мирового ВВП, то в 2021 г. – уже 46,3%, следует из данных Всемирной торговой организации и Всемирного банка.
Что такое одно окно
Общепринятого определения термина «одно окно» не существует, но большинство государственных органов и исследователей исходят из формулировки, содержащейся в Рекомендации Европейской экономической комиссии № 33 от 2004 г., разработанной Центром ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ). В ней говорится, что одно окно – это «механизм, который позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита». Причем отдельные элементы данных должны представляться только один раз.
Рост объемов международной торговли повысил актуальность снижения издержек компаний при совершении трансграничных операций. В итоге появилась система Single Window (от англ. «единое окно» или «одно окно»), которая заменяет многочисленные документы различных ведомств при совершении внешнеторговых операций одним стандартизированным электронным документом. Это позволяет не только снизить издержки экспортеров и импортеров, но и минимизировать число возникающих при оформлении документов ошибок, сократить количество осмотров опасных и уязвимых грузов, сделать процедуру прохождения таможни более безопасной и эффективной, пишет Рогатных.
Так, период проведения таможенного оформления товаров в странах, использующих систему одного окна, составлял в среднем два дня, тогда как в странах, не использующих эту систему, – четыре дня, следует из данных Всемирного банка, опубликованных в докладе «Doing Business 2014». Период подготовки документов для осуществления импортных операций составлял восемь дней против 14, количество предоставляемых документов – семь штук против восьми. Использование одного окна для подачи информации о грузах также помогает бороться с коррупцией, поскольку позволяет снизить частоту взаимодействия между участниками торговли и представителями властных структур, говорится в докладе.
Первые опыты
Одной из первых стран, внедривших систему одного окна, стал Сингапур. Перед страной стояла задача упростить и упорядочить процедуру выдачи разрешений на торговлю, и с этой целью в 1989 г. правительство Сингапура внедрило систему TradeNet. Она позволила экспортерам и госструктурам обмениваться электронными данными, например подавать торговые декларации и получать разрешения на осуществление сделок, пишет Рогатных. В начале своего существования система объединяла лишь несколько правительственных учреждений, а сегодня она предоставляет компаниям возможность подавать документы в электронном виде через единое электронное окно на рассмотрение во все необходимые для осуществления внешней торговли инстанции, говорится на сайте Европейской экономической комиссии ООН. Через TradeNet проходит около 9 млн заявок на получение разрешений на торговлю за год, причем 90% из них обрабатывается в течение 10 минут.
Более 10 000 компаний зарегистрировано на платформе «Мой экспорт»
Более 80 услуг доступно для предпринимателей на платформе
19 292 услуги заказали предприниматели через платформу в январе – августе 2022 г.
Источник: РЭЦ
Еще одним первопроходцем во внедрении системы одного окна стала Швеция. Реализация этой концепции началась в стране в 1989 г. с автоматизации таможенной службы, пишут в научной статье «Реализация концепции «единого окна» в Европейском союзе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона: организационный и финансовый аспекты» (была опубликована в 2016 г.) ученые Владимир Скиба и Сергей Стрекалов. Первоначально Таможенная информационная система (Customs Information System) использовалась для оформления экспортных перевозок и направления соответствующих данных в электронном виде в статистическое управление Швеции. При этом во взаимодействии с экспортерами таможня использовала бумажные документы. Впоследствии ведомство стало поэтапно автоматизировать оформление экспортных, транзитных и импортных таможенных деклараций, а также выполнение иных таможенных процедур.
Электронные таможенные сервисы для экспортеров бесплатны, но предпринимателям приходится либо применять системы электронного документооборота, рекомендованные таможенной службой Швеции (т. е. оплачивать расходы по их приобретению и эксплуатации), либо финансировать разработку собственных информационных систем и проведение их испытаний таможенными органами Швеции.
Досмотр и карантинный контроль
Таможенная служба Республики Кореи стремилась автоматизировать процесс таможенного оформления грузов с помощью электронной системы обмена данными с 1990-х гг., говорится в материалах Европейской экономической комиссии ООН. В итоге была разработана система одного окна UNI-PASS. Сначала в ней можно было обрабатывать только заявки и документы, связанные с таможенным оформлением, в том числе разрешения на ввоз и вывоз товаров, документацию по таможенным складам и возврату пошлин. Затем стало возможно обрабатывать заявки еще и на прохождение досмотра и карантинного контроля. Кроме того, UNI-PASS в автоматическом режиме уведомляет компании о стадиях прохождения таможни, результатах досмотра, местоположении груза и т. д. Пользователями системы являются более 110 000 организаций, использование сервисов для них бесплатно.
Не только государство
Системы одного окна бывают не только государственными, но и частными. Так, в крупнейшем морском порту Германии Гамбурге работает локальная система Port Community System («Система сообщества портов»), которой управляет частная компания DAKOSY. Это разработчик программного обеспечения, который специализируется на облачных решениях для таможенного оформления, международных грузоперевозок и управления цепочками поставок.
Экспортеры, импортеры и компании, осуществляющие через порт Гамбурга транзит, могут управлять своими транспортными процессами быстро и с электронной поддержкой, используя b2b-сервисы (для бизнеса) и приложения DAKOSY. Так, все транспортные накладные, таможенные документы, а также уведомления о безопасности грузов, их доставке и т. д. передаются через коммуникационные сервисы импортной и экспортной платформ (Export Message Platform, Import Message Platform) в формате стандартизированных сообщений. Сервис по импорту дополнительно поддерживает взаимодействие всех заинтересованных лиц с момента захода судна в порт до момента доставки товара с использованием наземного транспорта до конечного грузополучателя. Участники системы DAKOSY – таможенные и другие государственные органы власти Германии, а также более 2500 судовладельцев, автоперевозчиков, железнодорожных, транспортных и других компаний. Каждый пользователь подписывает с DAKOSY контракт и платит за использование системы ежегодный взнос, пишут в своей статье Скиба и Стрекалов.
Свой проект компьютеризации таможни создала и Индия, запустив в 1994 г. на таможне Дели электронную систему обмена данными (EDI). Оператором системы стало индийское таможенное ведомство. Проект позволил организовать электронное взаимодействие между таможенными органами, министерством внешней торговли, экспортерами и импортерами, банками, аэропортами, морскими портами и т. д. Через систему можно оформлять таможенные и другие государственные услуги.
После успешной реализации в Дели к системе были подключены таможни других регионов страны.
За руку с экспортером
В России система одного окна для помощи экспортерам в выходе на зарубежные рынки была создана в 2020 г., она называется «Мой экспорт». Разработчики платформы ставили перед собой задачу способствовать росту количества экспортеров и увеличению объемов их экспортной деятельности, говорит Алексей Скляр, вице-президент АО «РЭЦ» по стратегии цифровизации проекта «Одно окно». Сейчас доля экспортеров от числа всех компаний в России составляет около 1%, тогда как в других странах этот показатель варьируется от 10 до 20%, утверждает Скляр. «Поэтому охват сервисов одного окна [в России] значительно шире, чем тот, который существует в мировой практике, – от обучения экспорту, поиска потенциального экспортера, предоставления экспортной аналитики и поиска потенциального зарубежного партнера до обеспечения доступа к государственным услугам и поддержке», – говорит он.
Цель платформы – не только упростить взаимодействие между государством и бизнесом, но и сопроводить пользователя на каждом этапе экспортной деятельности. «То есть платформа условно берет за руку экспортера и проводит его по всему экспортному пути, – объясняет Скляр. – Например, обучает основам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) те компании, которые только задумываются о поставках своих товаров или услуг за рубеж». Так, на платформе можно пройти бесплатные курсы по ВЭД, подать заявки на получение мер господдержки, найти партнера и покупателя за рубежом, получить финансирование и страхование экспортных контрактов и многое другое, добавляет он.
«При разработке системы «Мой экспорт» мы учли наработки зарубежных предшественников», – продолжает Скляр. В частности, такие ключевые принципы, как однократное получение информации и ее многократное использование. «В основном зарубежные Single Window касаются административного регулирования ВЭД – обмена информацией и документами между ведомствами по логистике, таможне, пошлинам, – рассказывает он. – Мы же решили сначала запустить сервисы именно для экспортеров. При этом к функционалу добавили не только государственные сервисы, но и бизнес-услуги, т. е. те, которые в целом помогут развивать экспортное направление компании». Они включают в себя обучение новичков-экспортеров, аналитику, подбор маркетплейсов, маркетинговые услуги от партнеров платформы и т. д., заключает эксперт.
С начала 2023 г. экспортеры смогут оплачивать услуги прямо на платформе в один клик. Постепенно к платежному сервису будут подключены все российские банки, говорит Скляр. Организации, оказывающие услуги, смогут выставлять электронные счета своим контрагентам, а пользователи платформы – осуществлять платежи и получать подтверждения об их оплате.
Система TradeNet (16+); научная статья «Реализация концепции «единого окна» в Европейском союзе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона: организационный и финансовый аспекты» (была опубликована в 2016 г.) (16+); таможенная информационная система (Customs Information System) (16+); система одного окна UNI-PASS (16+); электронная система обмена данными (EDI) (16+); «Мой экспорт» (16+); система Port Community System («Система сообщества портов») (16+); коммуникационные сервисы импортной и экспортной платформ (Export Message Platform, Import Message Platform) (16+).