Реклама
myexport.exportcenter.ru
Erid:JapBIN0pS

Вероника Никишина: «В дружественных странах вырос спрос на российскую продукцию»

Гендиректор АО «РЭЦ» о том, как меняется несырьевой экспорт
Пресс-служба АО «РЭЦ»

Ситуация на глобальных рынках с февраля 2022 г. меняется стремительно: какие-то страны из-за санкций закрываются для российского несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ), в других, напротив, возникают новые возможности. О том, как российские экспортеры справляются с рыночной турбулентностью и чем им может помочь в этом цифровая платформа «Мой экспорт», в интервью «Ведомости&» рассказала генеральный директор АО «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ») Вероника Никишина.

– Как отреагировали на ограничения экспортеры, с которыми вы работаете? Смог ли кто-то обернуть ситуацию себе на пользу?

– Российский бизнес быстро перестраивается. У наших экспортеров возрос интерес к странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки. Эта заинтересованность обоюдная: мы видим серьезный спрос на российские товары и услуги. Тем не менее освоение новых рынков не мгновенный процесс. Сразу найти покупателей, наладить логистику, поставку и операционные процессы непросто. К тому же приходится адаптировать продукцию под требования новых рынков.

Более 60%

ННЭ приходится в 2022 г. на дружественные страны, по данным АО «РЭЦ»

В 2021 г. объем ННЭ из РФ вырос на 36% по сравнению с 2020 г. и составил $191 млрд. Основными направлениями российского ННЭ были Китай, Казахстан, Белоруссия, Турция и США, отчитывался РЭЦ. Наибольшая доля в ННЭ пришлась на металлопродукцию (25,6%), химические товары (19,6%), продукцию машиностроения (19,1%) и продовольствие (17,7%), писал «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора АО «РЭЦ» Веронику Никишину.

Что касается малого бизнеса, то здесь ситуация сложнее. Большинство предпринимателей работали с европейскими рынками, и для них задача замещения рынка сбыта стоит острее, чем для крупного бизнеса.

Мы помогаем освоить новые рынки всем компаниям: организуем выставки и бизнес-миссии в Индии, Китае и других странах, подбираем потенциально заинтересованных покупателей, организуем переговоры с ними по запросам экспортеров. Там, где нужно, предоставляем финансовую поддержку, страхуем коммерческие риски по кредитным продуктам.

Несмотря на сложность нынешней ситуации, видим растущую активность самого бизнеса, который стремится преодолеть введенные ограничения и ищет новые возможности. Причем это касается как экспорта, так и импорта. В обоих случаях курс взят на переориентацию поставок.

Мы отреагировали на потребности бизнеса и стали работать над замещением импорта из Европы и Америки. Помогаем искать поставщиков продукции, без которой российские компании не смогут продолжить производство, заключать сделки с этими поставщиками. Причем среди них есть не только зарубежные поставщики, но и российские, о которых экспортеры даже не подозревали.

– Насколько сложнее продвигать отечественную продукцию сейчас, когда в мире возникло предвзятое отношение к России?

– Конечно, мы испытываем трудности с продвижением нашей продукции в западных государствах. Однако мир гораздо шире и разнообразнее. Как я уже сказала, в дружественных странах вырос спрос на российскую продукцию. Запрет на все русское, который сейчас активно внедряется и пропагандируется на Западе, стал своеобразной рекламой России и ее продукции.

Есть проблемы с выходом на новые рынки: они касаются логистики, платежей, операционной деятельности. Плюс на наших партнеров оказывается психологическое давление. Однако и эти барьеры преодолеваем. Зарубежные контрагенты сами предлагают пути перестройки логистики, соглашаются на расчеты в национальных валютах. А главное – вместе с российскими компаниями ищут новых партнеров.

Для решения таких задач мы создали специальный b2b-маркетплейс услуг «Профессионалы экспорта» на цифровой платформе «Мой экспорт», где компании в несколько кликов могут находить надежных партнеров в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые помогают решить экспортные вопросы по логистике, таможенному оформлению, сертификации товаров и их патентованию. Эксперты проводят маркетинговые исследования, организуют бизнес-миссии, консультируют по правовым вопросам, помогают найти зарубежного партнера и продвигать продукцию на международных и зарубежных маркетплейсах. Всего на «Профессионалах экспорта» доступно 25 услуг по девяти направлениям. Каждая услуга оказывается по утвержденному стандарту. Что важно, экспортер сам выбирает исполнителя по различным критериям: стоимости, сроку выполнения работ, рейтингу и т. д.

/Евгений Разумный / Ведомости
– Какие российские неэнергетические несырьевые товары пользуются сейчас наибольшим спросом на зарубежных рынках? Где они востребованы больше всего?

– Наибольшим спросом пользуются удобрения и сельхозпродукция. Вне зависимости от ограничений они все равно будут идти на экспорт. Мировой рынок просто не готов к уходу российских товаров из тех секторов, где мы играем значительную роль. Люди могут отказаться от многого, но только не от еды.

По данным Российской ассоциации производителей удобрений, в России в 2021 г. произведено 58,6 млн т (22% мирового производства) удобрений, отправлено на экспорт 37,6 млн т (64% от общего объема производства). Экспортная выручка российских производителей удобрений в 2021 г. составила $12,5 млрд.
В 2022 г. экспорт продукции АПК из России может достигнуть $40 млрд, тогда как в 2021 г. на внешние рынки было поставлено сельхозсырья и продовольствия на $37,1 млрд руб. Такой прогноз на Всероссийском дне поля в Калининградской области сделал министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Источник: «Ведомости», «Агроинвестор»

Наша сельхозпродукция пользуется огромным спросом и на Ближнем Востоке, и в СНГ, и в Азии, и в Африке. Речь идет не только о зерне, но и о продуктах питания, которые появляются на полках супермаркетов: мясо, крупы, подсолнечное масло, шоколад.

– С экспортом какой продукции есть проблемы?

– Сложности с экспортом сейчас возникают в основном у производителей товаров с высокой добавленной стоимостью. Это машинное оборудование, металлоизделия и металлопрокат, бытовая химия, растворители и катализаторы. Мы помогаем этим компаниям осваивать новые рынки.

Сегодня ситуация на мировом рынке крайне нестабильна. Внешнеторговая конъюнктура меняется почти каждый день. Поэтому в режиме 24/7 мы помогаем нашим компаниям ориентироваться в изменениях. Для этого создали «тепловую карту» ограничений, на которой видно, что большинство стран мира не ограничивают сотрудничество с Россией, а, наоборот, заинтересованы в его расширении. Карту можно найти на нашем сайте в специальном информационном бюллетене, который обновляется каждый день, а также в Telegram-канале «Новости российского экспорта».

– Какие предприятия сейчас больше всего нуждаются в поддержке и какую помощь вы можете им предложить?

– Большинство российских экспортеров – это малые и средние предприятия (МСП). Их доля – 85%.

На поддержку МСП и производителей продукции с высокой добавленной стоимостью сейчас направлены все наши процессы, в том числе цифровые. И для этого у АО «РЭЦ» есть целый арсенал продуктов и услуг, задача которых – помочь нашим компаниям не только перенастроить свои экспортные потоки, но и нарастить прибыль, повысить рентабельность производства и тем самым сохранить сотням тысяч россиян их рабочие места и доходы.

Также для МСП появился отдельный кредитный продукт, который можно получить онлайн, – «Экспортный стандарт». Он позволяет получить финансирование целевых расходов при недостатке оборотных средств.

АО «РЭЦ»

Государственный институт поддержки несырьевого экспорта, созданный в апреле 2015 г. Входит в группу ВЭБ.РФ. Центр оказывает российским экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку. Предприниматели могут получить полный спектр услуг – от проведения первичных консультаций до помощи в оформлении экспортных сделок. Деятельность центра ориентирована в том числе на сопровождение запросов экспортеров при работе с профильными министерствами и ведомствами, государственными службами.

У нас действует 11 мер господдержки экспортеров. Самая популярная – компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК и промышленных товаров, а также компенсация части затрат на участие в выставках и бизнес-миссиях.

Кроме того, экспортеры могут получить банковскую гарантию возврата НДС и застраховать отсрочку платежа. Последний сервис предоставляет ЭКСАР – национальное экспортное кредитное агентство, которое обеспечивает страховую защиту экспортеров. Сервис позволяет компаниям в режиме онлайн застраховать экспорт поставок от коммерческих и политических рисков. Договор страхования покрывает 70% от суммы неисполненных обязательств иностранного покупателя и позволяет экспортеру значительно обезопасить свою внешнеторговую деятельность и исполнить обязанность по репатриации валютной выручки.

Мы постоянно общаемся с экспортерами, проводим тестирование в фокус-группах, чтобы лучше понимать их потребности. По итогам такого диалога, например, перевели в онлайн-режим целый ряд услуг.

– Облегчает ли цифровизация получение мер поддержки?

– Да. Меры господдержки можно получить онлайн на цифровой платформе «Мой экспорт». Она была запущена в ноябре 2020 г. Экосистема работает в режиме одного окна и позволяет предпринимателям, которые уже ведут ВЭД или только собираются ее начать, решить свои задачи на каждом этапе экспорта. Для этого мы объединили возможности нашей платформы и информационных систем более чем 20 ведомств.

Экосистема открывает доступ как к государственным, так и к бизнес-сервисам. Так, с помощью платформы можно получить финансовую господдержку, например оформить компенсацию от государства транспортных расходов. Также можно приобрести нужные сертификаты, подать заявку на участие в выставке, получить доступ к аналитическим отчетам и методическим пособиям, найти партнера, получить помощь в организации логистики. Платформа покрывает все потребности экспортеров.

Главное преимущество цифровых решений – это упрощение рутинных и операционных процессов. Теперь не нужно тратить время, обивая пороги министерств, собирать кипы бумаг для подачи всего лишь одной заявки. Кстати, использование платформы «Мой экспорт» в среднем экономит 24 т бумаги в год. Это почти 600 деревьев!

Экспортер теперь может полностью сосредоточиться на решении бизнес-задач. Это актуально в условиях ограничений, особенно для малого и среднего предпринимательства. Больше всех платформой пользуется как раз этот сегмент бизнеса: его доля составляет 60%.

Задача платформы – решать жизненную ситуацию клиента, а именно вывезти товар. И все ведомства должны объединиться внутри сервиса ради этой цели. Это постепенно происходит. Продолжим работать в том же духе.

Важно отметить, что платформа «Мой экспорт» не только позволяет пользователям подать заявление онлайн, но и обеспечивает электронное межведомственное взаимодействие. Это помогает органам государственной власти быстрее оказывать необходимые услуги бизнесу. Таким образом, платформа автоматизирует отдельные функции министерств и ведомств. Сейчас она аккумулирует более 80 различных услуг, до 2024 г. запустим еще 30, которые упростят экспортные процессы.

Вероника Никишина, генеральный директор АО «РЭЦ»

Кандидат экономических наук, защитила диссертацию по теме «Управление доступом российских товаров на рынки зарубежных государств в современных условиях».
В течение 17 лет занимала руководящие должности в Министерстве экономического развития: была заместителем директора департамента торговых переговоров, возглавляла департамент стран Америки и департамент координации, развития и регулирования ВЭД. Обладает обширным опытом в сферах идентификации и устранения различных торговых барьеров, применения мер торговой защиты, ветеринарных и санитарно-фитосанитарных мер, а также опытом проведения международных переговоров.
Занимала должность помощника первого заместителя председателя правительства Российской Федерации.
В феврале 2016 г. была назначена членом коллегии (министром) по торговле Евразийской экономической комиссии. Курировала ряд ключевых для ЕАЭС сфер, таких как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, установление преференциальных торговых режимов с третьими странами (ЗСТ), применение ЕАЭС защитных мер.
В феврале 2020 г. заняла пост генерального директора АО «Российский экспортный центр».

– Какие меры поддержки ННЭ будут запущены в ближайшее время и чем они помогут экспортерам?

– Если говорить глобально о поддержке ННЭ, то сейчас совместно с Минсельхозом и Минэкономразвития прорабатываем вопрос о продлении национального проекта «Международная кооперация и экспорт» до 2030 г. Изначально он был рассчитан на период с 2019 по 2024 г. Но о конкретике пока рано говорить.

Из нововведений – перенесли сроки достижения ключевых показателей эффективности по ряду мер господдержки, отменили штрафы, упростили процедуры по транспортировке промышленной продукции. Все эти изменения – результат диалога АО «РЭЦ» с экспортерами.

Что касается цифровых мер поддержки, то в ближайшее время мы запустим онлайн-оформление фитосанитарных и ветеринарных сертификатов, а также сертификатов о происхождении товаров, которые подтверждают принадлежность товара к стране производства. Наличие такого сертификата может быть необходимо по условиям контракта, а предоставление его на таможне позволит снизить размер таможенных пошлин, в определенных случаях – полностью освободит от уплаты налогов. До конца года планируем запустить сервисы по страхованию и кредитно-гарантийной поддержке, в частности подачу заявки на возврат авансового платежа, на предэкспортное финансирование, гарантии на участие в конкурсе или тендере и многое другое.

Совсем скоро переведем в цифру подачу заявок на продвижение агропродукции в зарубежных шоурумах. У российских компаний появится возможность бесплатно доставлять образцы продукции в демонстрационно-дегустационные павильоны АПК, а также получить бесплатное продвижение в местных торговых сетях и на маркетплейсах.

Сегодня демонстрационно-дегустационные павильоны Made in Russia работают в Китае, ОАЭ, Вьетнаме и Египте, а до конца года появятся в Турции и Саудовской Аравии. Это шоурумы, куда местные покупатели и потребители могут прийти и попробовать нашу продукцию. Кроме того, мы помогаем компаниям продвигать ее в крупных торговых сетях, местных интернет-магазинах и через популярные в стране социальные сети.

Через «Мой экспорт» можно будет подать заявку [на продвижение], не заполняя тонны документов, а время обработки сократится в 4 раза с 29 до 7 дней.

– Когда на платформе заработает платежный сервис? Как он будет устроен?

– Наша цель – создать максимально удобную экосистему, где пользователь мог бы решить любой вопрос по экспорту. И частью этой экосистемы станет платежный сервис. Сейчас он находится в стадии тестирования, которое мы планируем завершить к концу этого года. На этапе разработки к сервису будет подключено минимум 10 банков. С 2023 г. к платежному сервису будут постепенно подключаться все клиентские сервисы платформы, через которые можно оплатить те или иные услуги в один клик. То есть не нужно будет, как сейчас, скачивать квитанцию и идти оплачивать ее в банк или через стороннюю платежную систему. С апреля к платежному сервису «Мой экспорт» будут подключены абсолютно все банки России. Таким образом, у компаний появится возможность выставлять электронные счета, оплачивать услуги и получать подтверждения об их оплате.

«Мой экспорт» (16+); «Ведомости&» (16+).

Финансовые услуги по кредитному продукту «Экспортный стандарт» оказывает Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (акционерное общество).





Реклама 16+ / myexport.exportcenter.ru 

JapBIN0pS