Реклама
myexport.exportcenter.ru
Erid:JapBINdnK

Чем платформа «Мой экспорт» на практике помогает экспортерам

От шоурумов до финансовых гарантий
Unsplash

Для того чтобы поддержать выход российских компаний на международные рынки, в ноябре 2020 г. правительство в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» предоставило предпринимателям доступ к цифровой инфраструктуре поддержки экспортеров по принципу одного окна на платформе «Мой экспорт». Фактически это «Госуслуги» для экспортеров.

«Главное преимущество цифровых решений – это упрощение рутинных и операционных процессов. Теперь не нужно тратить время, обивая пороги министерств, собирать кипы бумаг для подачи всего лишь одной заявки», – рассказала генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина в интервью «Ведомости&».

«Мой экспорт» поддерживает экспортеров на всем производственном цикле – от обучения внешнеэкономической деятельности и выбора экспортной стратегии до выхода на внешние рынки и наращивания экспортных поставок.

По данным АО «РЭЦ» на август 2022 г., на платформе, предоставляющей государственные и коммерческие сервисы, зарегистрирован каждый шестой экспортер в стране. О том, как «Мой экспорт» помогает сохранять и наращивать объемы поставок, «Ведомости&» рассказали представители компаний из разных отраслей.

Экспорт онлайн

«Нам удалось сохранить объемы экспорта, так как [мы] индивидуально работаем с каждым запросом на поставку товара покупателем, стараемся удовлетворить потребность клиента, – рассказывает Евгений Балабайченко, управляющий ГК «Эксперт групп». – Со II квартала поставки стабильно растут». Компания экспортирует продукты питания, напитки, бытовую химию и оборудование российских производителей в страны СНГ, Европу и Китай. Поставки идут как по заказу российских компаний, так и по запросам иностранных покупателей и могут вестись через партнеров группы в Турции, ОАЭ, ЮАР и Швейцарии.

С прошлого года ГК «Эксперт групп» пользуется услугой по размещению продукции российских производителей на международных электронных ресурсах с сопровождением от сервисных партнеров АО «РЭЦ», рассказывает Балабайченко. «Найденный на «Профессионалах экспорта» оператор оперативно показал подходящие нам онлайн-площадки, и мы выбрали маркетплейс, с помощью которого в этом году успешно получаем заказы от покупателей из дружественных стран. Мы в очередной раз убедились, что этот канал экспорта нужно расширять, и планируем попробовать еще одну подобранную для нас площадку – Supl.biz (работает в странах СНГ. – «Ведомости&»)», – объясняет он. Торговый дом, входящий в «Эксперт групп», реализует через онлайн-площадки товары российского производства.

Сейчас «Эксперт групп» планирует обратиться к АО «РЭЦ» за кредитной поддержкой, чтобы быстрее развивать экспортное направление, говорит Балабайченко.

Себя показать

На фоне глобальной перестройки географии поставок, логистики и партнерских отношений российские экспортеры стали чаще подавать заявки на участие в международных выставках и бизнес-миссиях. В марте 2022 г. число заявок на софинансирование участия в таких мероприятиях выросло на 20% по сравнению с январем, писал РЭЦ в своем пресс-релизе. Рост интереса к международным конгрессно-выставочным мероприятиям говорит о том, что, несмотря на ограничения во внешней торговле, российские компании готовы искать новых партнеров и расширять экспортную географию.

Самые популярные услуги на «Моем экспорте» в 2022 г.

1014 компаний подали 3058 заявок на участие в выставках и бизнес-миссиях в 2022–2024 гг. с софинансированием затрат

1464 компании
воспользовались услугой по подбору маркетплейсов, на которых экспортер может продавать свою продукцию

533 компании обратились за компенсацией части затрат на транспортировку товаров агропромышленного комплекса

472 компании воспользовались сервисом по составлению товарно-страновых отчетов со списком потенциальных покупателей

283 компании заказали аналитический отчет по экспорту конкретных товаров

Источник: РЭЦ, данные с января по сентябрь 2022 г.

Экспортеры могут получить от государства софинансирование расходов по застройке стенда и доставке выставочных образцов в размере до 80% для малых и средних предприятий и до 50% для крупных компаний. Аренда выставочной площади, предоставление переводчиков, организация деловых мероприятий, в том числе b2b-встреч, финансируется в полном объеме.

Южноуральский арматурно-изоляторный завод (ЮАИЗ), который занимается производством изоляторов и линейной арматуры для линий электропередачи и входит в холдинг Global Insulator Group, уже несколько лет получает в АО «РЭЦ» компенсацию части затрат на выставочную деятельность и демонстрирует свою продукцию на коллективном стенде российских производителей под эгидой центра, рассказал Николай Лузин, заместитель исполнительного директора ЮАИЗа. «Размещение на площадях АО «РЭЦ» помогает искать новых клиентов, также мы получаем площадку для переговоров с существующими и потенциальными покупателями. Мы ценим эту поддержку, такое сотрудничество позиционирует нас как компанию, которая активно сотрудничает с властями и является надежным поставщиком», – объясняет он.

/Донат Сорокин/ТАСС

В этом году предприятие участвовало в выставках «Иннопром – Центральная Азия» в Ташкенте и Middle East Energy в ОАЭ. В Ташкенте ЮАИЗ подписал соглашение с узбекской компанией «Тошэлектроаппарат», которая занимается производством электрического оборудования и фотоэлектрических станций.

ЮАИЗ в этом году сумел переориентировать поставки из ЕС и США на новые рынки – в страны Азии, Африки, Латинской и Южной Америки – и не почувствовал кризисного сокращения экспорта, рассказывает Лузин.

В 2021 г. холдинг сумел нарастить экспорт и сохранить 2-е место в мире по выпуску стеклянных изоляторов с долей рынка 25%, утверждает Лузин. По его словам, компания активно расширяет экспортное направление.

В 2021 г. ЮАИЗ поставил стеклянные, фарфоровые, полимерные изоляторы, а также линейную арматуру в 68 стран на 1,9 млрд руб. Доля экспорта составила 45,3% от общих продаж холдинга. При этом поставки в СНГ увеличились на 32%. В Грузию получилось нарастить объемы продаж в 6 раз, а в Туркменистан – в 3 раза. Также по итогам 2021 г. были выполнены крупные заказы для Алжира, Камеруна, Канады, Италии, говорит Лузин.

Делим расходы

«Благодаря программе по компенсации части затрат на транспортировку продукции мы увеличили объемы экспорта в этом году в 2,5 раза по сравнению с 2021 г. Несмотря на ограничения по экспорту в страны ЕС, рост стоимости логистики, уход с рынка западных логистических компаний, поддержка АО «РЭЦ» дала нам возможность увеличить поставки в другие страны», – рассказывает представитель компании «Фрутимпэкс», называющей себя одним из крупнейших экспортеров зернобобовых и масличных культур в стране. Она с 2019 г. получает в АО «РЭЦ» поддержку на компенсацию затрат на транспортировку продукции АПК.

Программа поддержки сельхозпроизводителей позволяет экспортерам через онлайн-заявку на платформе «Мой экспорт» возместить до 25% затрат на доставку продукции покупателю автомобильным, железнодорожным и водным видами транспорта. При этом сумма компенсации не должна превышать более одной трети от стоимости перевозимой продукции.

«В нынешних условиях это весомая помощь компаниям, которые ориентированы на внешний рынок, потому что расходы на транспортировку составляют около 30% стоимости экспортного товара», – объясняет представитель «Фрутимпэкса».

По его словам, компания планирует участвовать в выставках и программах по продвижению услуг на внешний рынок, а также оформлять сертификаты через «Мой экспорт». В 2023 г. «Фрутимпэкс» рассчитывает нарастить объем экспорта в 3 раза по сравнению с 2022 г.

Больше поддержки

До 2024 г. на платформе «Мой экспорт» планируется запуск еще 30 новых цифровых продуктов, которые охватят потребности компаний на каждом этапе экспортного цикла и сделают экспорт удобнее и доступнее.

До конца 2022 г. планируется сделать возможным получение в режиме онлайн сертификата происхождения товара. Этот документ подтверждает принадлежность товара к определенной стране, его наличие может требоваться условиями контакта. Предоставление сертификата на таможне позволяет снизить размер таможенных пошлин в некоторых случаях до нуля. Среди других запланированных запусков – финансовые инструменты для реализации экспортноориентированных проектов, сервисы по страхованию и кредитно-гарантийной поддержке, в том числе гарантия возврата авансового платежа, предэкспортное финансирование, гарантия на участие в конкурсе или тендере и др.

«Скоро мы переведем в цифру подачу заявок на продвижение агропродукции на зарубежных рынках», – обещает Алексей Солодов, вице-президент АО «РЭЦ». Российские экспортеры также будут иметь возможность бесплатно доставлять образцы продукции в демонстрационно-дегустационные павильоны АПК. Кроме того, бесплатными будут вхождение этой продукции в местные торговые сети, ее регистрация на местных рынках и продвижение на маркетплейсах. Такие павильоны Made in Russia работают сейчас в Китае, ОАЭ, Вьетнаме и Египте, а до конца года появятся в Турции и Саудовской Аравии. За счет онлайн-подачи рассмотрение заявки на такую услугу сократится с 29 до 7 дней.

Кроме того, в планах – перевести наиболее востребованные услуги региональных центров поддержки экспорта в цифру и начать их предоставление через платформу «Мой экспорт». Это еще одна фундаментальная задача, которая позволит качественно трансформировать поддержку экспорта по всей стране, отмечают в АО «РЭЦ».

«Мой экспорт» (16+);
«Ведомости&» (16+); 
«Иннопром – Центральная Азия» в Ташкенте (16+);
Middle East Energy в ОАЭ (16+).

Реклама 16+ / myexport.exportcenter.ru 

JapBINdnK