Пятилетка ударного труда
Как трансформируется рынок добровольного медицинского страхования
Добровольное медицинское страхование (ДМС) в России набирает обороты. Ключевой драйвер роста помимо медицинской инфляции – стремление бизнеса к удержанию ценных сотрудников. Корпоративные клиенты стали более требовательными, запрашивая персонализированные программы, превентивные меры и комплексные экосистемные решения. Как итог, страховщики ищут новые возможности по расширению программ, предлагая все больше услуг, в том числе из своих экосистем или экосистем партнеров.
От падения к рекордам
Рынок ДМС в России переживает период бурного роста. После снижения объемов страховых премий в 2020 г. из-за пандемии COVID-19 на 2% (до 176,97 млрд руб.) рынок не только восстановился, но и продолжил увеличиваться быстрыми темпами. По данным ЦБ, рост страховых сборов ДМС в 2020–2024 гг. составил 85,5%.
По итогам 2024 г. объем рынка увеличился на 29,5% по сравнению с 2023 г., за последние пять лет это максимальный прирост сегмента ДМС, обращает внимание старший директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Ольга Басова. Это связано в первую очередь с увеличением продаж полисов через банковский канал, полагает она. Некоторые страховщики стали активно продвигать коробочные продукты ДМС через банки вместо кредитного страхования от несчастных случаев и болезней и страхования жизни. Без учета страховых премий, полученных через банки, прирост рынка ДМС составляет 6,1%, добавляет эксперт.
Здоровье дорожает
По данным Банка России, страховые выплаты в течение пяти лет также показали положительную динамику, достигнув по итогам 2024 г. уровня 192 млрд руб. и увеличившись на 62% по сравнению с 2020 г. При этом соотношение выплат к взносам по итогам 2024 г. оказалось наименьшим за пятилетку – 58%, в то время как в 2022 г. они достигали 73%, отмечает старший директор рейтингов финансовых институтов рейтинговой службы НРА Айназ Хайруллина. В целом рост средней страховой выплаты за пять лет составил 45%, при этом кумулятивная инфляция за этот период была равна 49,7%, указывает эксперт.
Тарифы на ДМС также выросли: с 6711 руб. на одного застрахованного в 2022 г. до 9415 руб. в 2024 г., отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. Давление на цены связано с медицинской инфляцией, которая на 2025 г. прогнозируется на уровне 13%. «Причины заключаются в росте цен на оборудование, лекарства и материалы, особенно из-за волатильности курсов валют и цепочек поставок из-за рубежа», – объясняет он.

«Страховщики тоже адаптируются к изменяющейся среде – программы ДМС оптимизируются», – говорит Хайруллина. Например, дорогостоящее лечение проводят только по согласованию со страховой, некоторые обращения лимитируются. Также страховщики постоянно проводят переговоры с лечебно-профилактическими учреждениями по снижению тарифов с предложением скидок, дополнительных опций и пр. «При этом они расширяют спектр превентивных продуктов, нацеленных на заботу о клиенте и предотвращение страховых случаев (информационные, консультационные сервисы, психологическая поддержка в сложных жизненных ситуациях и пр.), наращивают предложения по цифровым вариантам страхования (телемедицина, ассистенты на основе искусственного интеллекта в части подбора оптимального набора необходимых врачей для записи по проблеме клиента и пр.)», – перечисляет эксперт.
Крупные компании все чаще требуют от ДМС персонализации и гибкости, в том числе индивидуального ценообразования, а также покрытия расходов на профилактику, скрининги и ментальное здоровье, согласен Бредихин.
За последнее десятилетие портрет клиента ДМС претерпел изменения, отмечают опрошенные «Ведомости&» страховые компании.
Современные пользователи стали гораздо более требовательными к качеству предоставляемых услуг, ожидая от страховщиков не только базового набора медицинских опций, но и высокого уровня сервиса, оперативности и персонализированного подхода.

Сотрудник – главный актив
Рынок ДМС в России уже давно превратился из дополнительной опции в неотъемлемую часть социального пакета, отмечает старший менеджер практики оказания услуг в области управления персоналом «Тедо» Надежда Воронина. Если в 2020 г. ДМС среди участников исследований предоставляли порядка 94% компаний в Москве и Санкт-Петербурге, то к 2024 г. этот показатель вырос почти до 97%. При этом в регионах охват увеличился с 91 до 94%. И растут не только масштабы, но и глубина программ: например, в 2024 г. 11% компаний включили в пакеты онкострахование, а 36% предлагают психологическую поддержку (в 2023 г. этот показатель был на уровне 26%).
Инвестиции в здоровье сотрудников стали значительнее. Средняя годовая стоимость страховки для топ-менеджеров в Москве за два года выросла на 103% – с 49 200 руб. в 2022 г. до 100 000 руб. в 2024 г. Для рядовых специалистов в регионах траты увеличились более чем на 90% – с 13 600 до 26 000 руб.). «Цифры показывают, что бизнес воспринимает ДМС как параметр, серьезно влияющий на лояльность и продуктивность команды», – отмечает Воронина (см. подробнее о том, как ДМС повышает лояльность сотрудников).
Если раньше программы ДМС ограничивались базовыми услугами, то сегодня компании добавляют стоматологию (более 40% компаний), страхование для поездок за рубеж (свыше 30%) и ведение беременности (18%). Отдельный тренд – забота о ментальном здоровье: за последний год доля с психологической поддержкой выросла в 2,5 раза, добавляет Воронина. «Для бизнеса ДМС – это уже не вопрос выбора, а необходимость», – говорит она. Более 70% компаний в 2024 г. покрывают страхование членов семей сотрудников, что укрепляет их репутацию как социально ответственных работодателей, свидетельствуют исследования компании. «Даже для самых молодых сотрудников и кандидатов наличие ДМС является определяющим фактором. Отсутствие ДМС молодежь воспринимает как сигнал о нестабильности компании», – отмечают в «Тедо».
Программы становятся сложнее: телемедицина (более 65% компаний), скрининг здоровья (13%) и даже льготная ипотека (10%) – все это часть подхода, где сотрудник рассматривается как ценность, а не ресурс. И даже в условиях релокации 50% компаний включают ДМС в пакет для переезжающих сотрудников, подсчитали в «Тедо».
«Стандартное ДМС уже не воспринимается как уникальное преимущество. Чтобы быть более конкурентными, работодатели дополняют базовые пакеты дополнительными опциями, такими как расширенные скрининги, реабилитационно-восстановительное лечение, включение высокотехнологичной медицинской помощи», – говорит исполнительный директор «Согаза» Наталья Комарова.

Компании, которые раньше не предоставляли сотрудникам ДМС совсем или использовали программы с минимальным объемом услуг, выделяют бюджеты на приобретение продуктов ДМС с полноценным классическим покрытием, говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Роман Щеглеватых. Причем в последнее время этот тренд прослеживается не только в крупном бизнесе, где ДМС стало обязательным элементом социальных пакетов довольно давно, но и на предприятиях малого и среднего бизнеса (МСБ), которые стали активнее приобретать полисы ДМС для своих работников. Ранее компании МСБ не уделяли достаточно внимания соцпакетам своих сотрудников, но сейчас, в период дефицита кадров, они вынуждены создавать и расширять соцпакет для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников.
Как сообщили в «Согазе», в 2024 г. страховщик наблюдал значительный рост спроса на ДМС среди среднего бизнеса, речь идет о компаниях, в которых работает от 50 до 500 сотрудников. «Если раньше ДМС было прерогативой крупных корпораций, то сейчас немалая часть новых клиентов – это представители среднего сегмента, особенно из IT, розничной торговли и HoReCa (гостинично-ресторанного бизнеса. – «Ведомости&»). При этом крупный бизнес не сокращает программы, а трансформирует их – многие наши корпоративные клиенты в 2024 г. расширили покрытие за счет добавления телемедицины, профилактических мероприятий и реабилитации», – отмечает Комарова.
Экосистема здоровья
Крупные страховые компании активно продвигают экосистемные решения, объединяя страхование и комплексные сервисы для управления здоровьем сотрудников.
Если раньше ДМС ограничивалось оплатой визитов к врачу в определенных клиниках, то сегодня экосистемный подход подразумевает сразу несколько услуг, отмечает Комарова. Это проактивная забота о здоровье, включающая не только лечение, но и профилактику, раннее выявление заболеваний. Персонализация – т. е. разные программы для разных групп сотрудников. Цифровые сервисы, включающие телемедицину, мобильное приложение, интеграции с различными системами работодателя (см. подробнее о развитии цифровой составляющей ДМС). И наконец, встраивание в программу корпоративной мотивации – ДМС для родственников, скидки на другие страховые продукты «Согаза», возможность докупить расширение программы ДМС, такие как ведение беременности, родовспоможение, онкопомощь и т. д., перечисляет эксперт.
«Такой подход превращает ДМС из «страховки на случай болезни» в инструмент повышения качества жизни сотрудников, что напрямую влияет на их эффективность и лояльность. В ближайшие пять лет умные ДМС-экосистемы станут стандартом для компаний, которые хотят не просто лечить сотрудников, а предотвращать проблемы», – говорит Комарова.
ДМС становится бизнес-стратегией
Рынок ДМС в России продолжит расти, уверены эксперты. По оценкам НРА, спрос на ДМС позволит отрасли собрать до 425–450 млрд руб. страховых взносов в этом году. По оценкам «Эксперт РА», по итогам 2025 г. рынок вырастет на 25–27%.
Одним из ключевых направлений станет прогнозирование здоровья, уверены в «Согазе». С помощью анализа данных ежегодных чекапов, генетических тестов и даже показателей умных браслетов страховщики смогут заранее выявлять риски заболеваний у конкретных сотрудников. Например, если алгоритм заметит предрасположенность к диабету у большой части коллектива, компания сможет оперативно добавить в страховку консультации эндокринолога или организовать программу питания, говорит Комарова.

Технологии сделают медицинскую помощь по-настоящему доступной: виртуальные ассистенты на основе искусственного интеллекта смогут давать первичные рекомендации, а цифровые дневники здоровья – напоминать о приеме лекарств или плановых осмотрах. При этом все данные будут строго анонимизироваться – работодатель увидит только общую статистику, но не личную информацию о диагнозах, отмечает она. В будущем, с распространением гибридной работы, страховые компании расширят свое покрытие в регионах: телемедицина и доставка медикаментов станут стандартом, уверены в «Согазе».
Также ДМС становится частью стратегии: компании все чаще включают здоровье и благополучие сотрудников в ESG-отчетность (Environmental, Social, Governance – ответственное ведение бизнеса в сфере экологии, социального благополучия и управления. – «Ведомости&») и стратегию устойчивого развития, согласны опрошенные «Ведомости&» участники рынка. &