Вот это кадр!

Как и зачем бигтехи вкладываются в подготовку ИИ-специалистов
iStock

Спрос на специалистов в сфере искусственного интеллекта (ИИ) растет с каждым годом. Согласно исследованию McKinsey, компаниям сложнее всего найти профессионалов по работе с большими данными и ИИ, а также инженеров машинного обучения. Статистика Bain & Company подтверждает тенденцию: с 2019 г. спрос на экспертов в области ИИ ежегодно растет на 21%, а нехватка специалистов увеличивается. Так, к 2027 г. дефицит профессионалов в области ИИ в США, Великобритании и Индии составит около 50%, а в Германии достигнет рекордных 77%. В России, по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в 2024 г. 49,9% компаний отметили трудности с наймом квалифицированных специалистов в области ИИ. На этом фоне крупные технологические компании страны разрабатывают партнерские программы обучения ИИ-специалистов с вузами и делают такие инвестиции одним из своих стратегических приоритетов.

От дата-сайентистов до ИИ-архитекторов

По данным рекрутинговой платформы hh.ru, спрос на специалистов по анализу данных и машинному обучению в России за последние 10 лет вырос в 30 раз. Самыми высокооплачиваемыми специалистами в 2024 г. стали инженеры в сфере машинного обучения (медианная зарплата – до 590 000 руб.) и специалисты по анализу данных (470 000 руб.).

По данным «Авито.Работы», за специалистов с компетенциями в области ИИ и машинного обучения сейчас наиболее острая конкуренция на рынке. «Эти позиции пока встречаются не так часто, но спрос на них кратно увеличивается: в первом полугодии 2025 г. число объявлений с упоминанием навыков, связанных с ИИ, выросло на 180% при сравнении год к году», – приводит статистику руководитель направления по работе с молодежью в «Авито» Татьяна Семина.

«В последние несколько лет особенно заметным стал спрос на тех, кто не просто разрабатывает продукты на основе ИИ, но и создает и переосмысляет базовые технологии в сфере ИИ», – отмечает руководитель направления стратегического развития высшего образования в «Яндекс Образовании» Кирилл Баранников. По его словам, это учитывалось при запуске бакалавриата AI360, который «Яндекс» и «Сбер» инициировали в 2024 г. в сотрудничестве с четырьмя крупными вузами: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ и Университетом «Иннополис». С 2025 г. к программе присоединился СПбГУ

В бакалавриате студенты учатся на ИИ-исследователей и ИИ-архитекторов.

«Они работают над реальными проектами двух бигтехов, ведут исследования, погружаются в основы машинного обучения уже с первых курсов», – поясняет Баранников. Программа готовит будущих исследователей в области ИИ, которые смогут создавать принципиально новые модели машинного обучения и проводить фундаментальные исследования в области ИИ, добавляет он.

/iStock

Сделано в партнерстве

Большинство крупных компаний уже давно делают те или иные партнерские программы для подготовки IТ- и ИИ-специалистов с вузами. В последние годы вузы и бигтехи стали запускать не только короткие курсы, но и полномасштабные программы в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.

«Яндекс» сделал ставку на взращивание специалистов для отрасли еще в 2007 г., открыв Школу анализа данных (ШАД). С тех пор ШАД выпустила 2000 высококвалифицированных ML-специалистов и аналитиков. «Сейчас они работают в бигтехах, запускают собственные проекты, а каждый четвертый выпускник занимается научными исследованиями. Например, в «Яндексе» ключевые продукты, сервисы и технологии – от YandexGPT до автономного транспорта – созданы с участием выпускников ШАД», – поясняет Алексей Толстиков, руководитель ШАД. Также 11 лет назад НИУ ВШЭ совместно с «Яндексом» открыли факультет компьютерных наук, выпускниками которого за эти годы стало более 5000 специалистов.

Летом 2025 г. стартовал набор на магистерские программы, разработанные экспертами из «Яндекс Образования» и сервисов компании в НИУ ВШЭ, МФТИ и «Сколтехе», где студентов научат создавать интеллектуальные системы в области умных устройств и роботов. Преподавать программы будут исследователи из университетов совместно с разработчиками устройств умного дома и складских роботов «Яндекса».

Сейчас у компании 100 совместных образовательных программ с 41 университетом из 18 регионов страны, рассказывают в «Яндексе». На них готовят создателей технологий ИИ, будущих ML-специалистов, аналитиков данных, отраслевых IТ-специалистов и пр. В новом учебном году учиться на программах от «Яндекса» будет 15 000 студентов.

Образование в области data science (наука о данных. – «Ведомости&») становится значимым направлением и для других технологических компаний. Так, в 2024 г. в «Авито» решили открыть магистратуру по data science в МФТИ, отмечает Семина. В 2025 г., по ее словам, компания также запустит еще несколько программ – по data science, разработке и продакт-менеджменту в МФТИ, ИТМО и НИУ ВШЭ.

VK тоже уделяет внимание образованию и запустит свою бакалаврскую программу по подготовке программистов в МГТУ им. Н. Э. Баумана в сентябре 2025 г. «Планируемый набор – не менее 100 бакалавров», – сообщают в пресс-службе МГТУ. По данным вуза, программа включает веб-разработку, создание мобильных приложений и машинное обучение. Студенты будут работать над кейсами, которые предлагает VK, при этом обучение бесплатное и после выпуска у них нет обязательств перед компанией. Кроме VK у МГТУ есть магистерские программы по подготовке IТ-специалистов с компанией «1С», «Сбером» и «Росатомом».

Участвует в процессе и государство. К примеру, с 1 сентября 2025 г. Минцифры совместно с вузами и компаниями запустит проект подготовки высококвалифицированных IТ-кадров уровня senior, в том числе для направлений ИИ. В рамках проекта заработает две образовательные программы: «Топ-ИТ» и «Топ-ДС». Всего в проекте участвует 123 университета. Ряд компаний также подтвердили свое участие. Среди них «Яндекс», «Сбер», «Ростелеком», Yadro, Т-банк и VK. «Яндекс» стал индустриальным партнером восьми университетов и запустит с ними 24 образовательные программы. Всего планируется подготовить 1500 специалистов в области ИИ и программной инженерии, отмечают в компании.

Эффект масштаба

Растут у бигтехов и инвестиции в образовательные проекты. Так, «Яндекс» заявлял, что в 2025 г. вложит в образовательные программы и продукты до 5,3 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Эти средства будут направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов в области IТ и ИИ на всех уровнях – от школы до университетов и дополнительного профессионального образования.

«Авито» также планирует вкладываться в подготовку кадров и развитие совместных образовательных программ с вузами. При этом вузы будут обеспечивать фундаментальную академическую базу и организацию учебного процесса, а компания – «делиться инфраструктурой для решения задач студентов» и давать теорию и практику в проектах, поясняет Семина.

Государство также предоставляет высшему образованию грантовую поддержку. Так, в мае 2025 г. победителями одного из грантовых конкурсов Минцифры – на запуск углубленного IТ-образования – смогли стать 26 вузов, в их числе МГТУ им. Н. Э. Баумана, СПбГУ и другие крупные университеты. Главным условием отбора стало сотрудничество с компаниями для обучения студентов и привлечения софинансирования в размере не менее 30% от суммы грантов (максимальный размер гранта в 2025 г. – 50,8 млн руб.).

Стоимость обучения будущих IТ- и ИИ-специалистов, по данным вузов, может достигать нескольких сотен тысяч рублей в год. «Стоимость подготовки специалистов высшего уровня варьируется от 400 000 руб. и выше и полностью покрывается компаниями-партнерами», – сообщили в пресс-службе МГТУ им. Н. Э. Баумана.

/iStock

Умные инвестиции

Впрочем, вклад в образование измеряется не только деньгами, но и экспертизой и знаниями сотрудников компании, а также готовностью ими делиться, уверены в «Яндексе». «Отличительная особенность наших программ в том, что на них преподают действующие сотрудники компании. За три года количество сотрудников-преподавателей выросло более чем втрое. В 2025 г. свыше 1200 человек преподавали математику, IТ и другие дисциплины в школах, вузах, на программах дополнительного профессионального образования», – отмечают в компании. Кроме экспертизы сотрудников бигтехов могут предложить университетам свои вычислительные мощности и актуальные дата-сеты, практические задачи и кейсы из опыта индустрии, добавляют в «Яндексе».

Участие в образовательных программах с вузами, по мнению компаний, также позволяет им более эффективно готовить специалистов с необходимыми рынку компетенциями. «Для нас ключевой показатель – это не просто число выпускников, а то, сколько из них реально готовы самостоятельно закрывать задачи и быстро встраиваться в продуктовые команды. Второй фактор – сколько студентов после стажировки переходит в штат. Сейчас это 80%, и мы хотим сохранить этот уровень или поднять его еще выше», – отмечает Семина.

«За последние несколько десятков лет мы уже привыкли к тому, что в IТ все быстро меняется. Однако в ИИ все меняется еще быстрее», – рассказывают в пресс-службе СПбГУ. Совместные образовательные программы необходимы для того, чтобы вовремя уследить за этими изменениями. По мнению экспертов СПбГУ, университет «формирует фундамент: критическое мышление, исследовательский подход, глубокое понимание сути процессов» – все это позволяет выпускникам быстро осваивать самые новые и сложные решения и технологии.

«Участие бигтехов в программах конкретных университетов – это инвестиция в развитие всего высшего образования и всей IТ-индустрии», – уверен Баранников. Сильные выпускники, где бы они ни работали, создают более зрелый рынок, стимулируют спрос на передовые решения и поднимают общую планку технологического развития», – отмечает эксперт. &