IТ со школьной скамьи

Как трансформируется мир специальностей и зачем школьникам IТ
iStock

С появлением новых цифровых технологий рынок труда и специфика специальностей на нем стремительно меняются. В IТ-среде уверены: экспертиза бигтехов помогает школьному IТ-образованию соответствовать технологическим трендам и давать учащимся актуальные знания.

IТ молодеет

В начале 2025 г. численность занятых в IТ-секторе составила чуть больше 1 млн человек, увеличившись по сравнению с 2024 г. на 135 000 человек (рост +14% год к году), свидетельствуют данные ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. При этом аналитики отмечают: «Несмотря на охлаждение экономики, прирост численности работников IТ-отрасли только за I квартал текущего года (относительно IV квартала 2024 г.) составил более 60 000 человек – это максимальная квартальная динамика за последние годы». По словам министра цифрового развития Максута Шадаева, наибольшим спросом пользуются специалисты в области искусственного интеллекта (ИИ), машинного обучения и робототехники.

IТ-отрасль сегодня критически нуждается в новых идеях и технологических открытиях, согласен Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования в «Яндекс Образовании». Поэтому спрос на специалистов, способных создавать новые подходы и модели в области машинного обучения и ИИ, будет только расти, уверен он. Помимо традиционно высокого спроса на ML-специалистов и аналитиков данных растет запрос на ИИ-архитекторов и исследователей, которые будут создавать новые технологии, новое в сфере ИИ, делится Баранников.

IТ-специалисты будущего

ИИ-архитектор – специалист, который проектирует архитектуру устройства нейросетей или их «ансамбля» для выполнения различных бизнес-задач. Он определяет, как данные будут обрабатываться, как нейросети или другие системы машинного обучения будут обучаться и принимать решения, а также как их интегрировать в приложения или сервисы.
Промпт-инженер – специалист, который занимается составлением правильных запросов для нейросетей. Его задача – формулировать такие запросы, которые позволяют моделям генерировать точные, релевантные и полезные ответы или решения для конкретных задач, в том числе бизнесовых.
ML-инженер (инженер машинного обучения) – специалист, занимающийся разработкой, обучением и внедрением моделей машинного обучения. Он создает алгоритмы, которые позволяют компьютерам учиться на данных и принимать решения на их основе. Несмотря на то что это не новая специальность, спрос на ML-инженеров остается высоким и будет расти.
AI-тренер (тренер ИИ) – специалист, который обучает, настраивает и оптимизирует системы ИИ, чтобы сделать их максимально эффективными.
Специалист по IТ- и ИИ-этике – эксперт, занимающийся этическими вопросами работы алгоритмов и ИИ: от ответственности ИИ за неправомерные действия до признания за ним прав на интеллектуальную собственность.

Источник: «Яндекс Образование», «РБК Тренды» на основе прогнозов российских и зарубежных футурологов о том, какие профессии будут востребованы в ближайшие 30 лет

Чтобы готовить высококвалифицированных IТ- и ИИ-специалистов, важно начинать работать с учащимися максимально рано, уверен руководитель «Яндекс Лицея» Александр Паволоцкий. «В выпускных классах школьники уже определились с выбором предметов, которые они будут сдавать на экзаменах, и тем, на какие направления подготовки будут подавать документы. Поэтому важно прививать интерес к математике, информатике и информационным технологиям с более раннего возраста», – объясняет он.

«Навигацию в профессиях будущего важно начинать уже в школе», – согласна заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова. По ее словам, образовательные проекты позволяют компании растить кадры для себя и отрасли, демонстрируют социальную ответственность бизнеса и помогают в укреплении HR-бренда. «Образование – это фундамент устойчивого развития и ключевой фактор повышения конкурентоспособности компании и страны в целом, – добавляет руководитель образовательных проектов для школьников в Т-банке Олеся Майстренко. – Мы считаем, что человеческий капитал нельзя купить. Его можно только взрастить и каким-то образом создать, поэтому мы много инвестируем в подготовку нового поколения IT-специалистов уже с начальной школы».

Программируя будущее

В ответ на вызовы государство запускает образовательные программы для школьников. В 2022 г. стартовал федеральный проект «Код будущего» от Минцифры. В нем могут принять участие учащиеся 8–11-х классов и студенты колледжей. В 2025/26 учебном году в рамках проекта можно будет обучаться не только программированию, но и технологиям ИИ и робототехнике.

Еще один всероссийский образовательный проект в сфере цифровых технологий – «Урок цифры». Занятия в рамках проекта разрабатывают сами IТ компании: «Яндекс», «Лаборатория Касперского», «1С», ГК «Росатом», VK, благотворительный фонд «Вклад в будущее», «Авито» и группа «Астра». К примеру, в 2024 г. урок по работе алгоритмов ИИ в городских сервисах от «Яндекса» прошло 3 млн школьников.

В школах растет количество IТ-классов. Только в столице, по данным сайта московского правительства, в 2024/25 учебном году предпрофессиональные IТ-классы открылись в 168 школах города. Обучение в них прошло 9400 столичных старшеклассников – на 30% больше, чем в 2023/24 учебном году. В таких классах ученики углубленно изучают математику, информатику и физику, проходят спецкурсы по программированию, обучаются 3D-моделированию, разрабатывают мобильные приложения, посещают экскурсии и проводят учебные дни в офисах крупных IТ-компаний. Вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова объясняла в сентябре 2024 г., что обучение в профильных классах гарантирует школьникам трудоустройство после окончания учебы.

В Санкт-Петербурге 1 сентября 2025 г. откроют первый государственный лицей с углубленным изучением IТ-технологий на 1100 учеников. Школа будет оснащена классами робототехники, химии и физики с практическими лабораторными кабинетами, а обучаться в ней дети будут технологическим специальностям. IТ-классы есть и в других регионах России, например в Чувашии, Тюменской и Челябинской областях, Татарстане и т. д.

Образование как часть стратегии

Крупные компании также вкладывают средства и экспертизу сотрудников в развитие IТ-образования в школах, считая это частью своей долгосрочной стратегии. С 2008 г. «Яндекс» ведет системную работу со школьниками, помогая им погрузиться в мир IТ, глубже изучать математику и информатику. А в 2016 г. компания запустила «Яндекс Лицей». Проект предлагает учащимся 8–11-х классов и студентам колледжей очные и онлайн-курсы по основам IT: программированию, нейросетям, машинному обучению и работе с большими данными.

По словам Паволоцкого, занятия проходят на 290+ площадках в 156 городах России, повышая доступность качественного IT-образования. «В прошлом учебном году в программах участвовало свыше 45 000 учащихся», – отмечает эксперт.

Кроме того, в 2018 г. «Яндекс» запустил бесплатную платформу «Яндекс Учебник». Сейчас она включает информатику для 5–11-х классов и колледжей, а также подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Платформа использует ИИ-помощников на базе YandexGPT, например, для подготовки к ЕГЭ по информатике или объяснения задач по математике. В 2024/25 учебном году тренажером для ЕГЭ по информатике пользовалось 220 000 школьников, а для изучения математики – 120 000 учеников 2–11-х классов.

Также сервис предлагает учителям программу «Кадровый резерв». По словам руководителя «Яндекс Учебника» Елены Краевской, она позволяет педагогам бесплатно проходить курсы, создавать материалы, проводить диагностику и участвовать в конкурсах, помогая осваивать современные технологии.

Есть образовательный проект для школьников, студентов, учителей и профессионалов IТ-сферы и у компании VK. Школьники могут онлайн изучить основы информационной безопасности, получить базовые знания о CSS (языке стилей для оформления веб-страниц) и HTML (языке текстовой разметки), подготовиться к олимпиадам по информатике, прослушать курс лекций по основам ИИ и т. д. Кроме того, у VK есть программы профориентации, которые помогают школьникам выбрать будущую профессию в IТ. В 2024 г. они охватили свыше 3,8 млн школьников, рассказывает Степанова.

«Лаборатория Касперского» ежегодно участвует во всероссийском проекте «Урок цифры»: проводит уроки, посвященные кибербезопасности, и дает базовое представление о работе IТ-специалистов в самых разных сферах, говорит руководитель отдела по связям с образовательными организациями компании Евгения Русских. «Мы также реализуем программу «Долина технологий» – летнюю практику для школьников 8–10-х классов и студентов колледжей 1–2-го курсов. Она позволяет участникам поближе познакомиться с отраслью и ежедневными задачами профессионалов разных направлений», – добавляет она.

Еще один образовательный проект о цифровых технологиях – «Виртуалити» – разработали в МТС. Его цель – помочь школьникам средних и старших классов из регионов России с выбором будущей профессии в IТ, рассказать о новых технологиях и способах их применения в работе, а также обучить основам работы с нейросетями, азам 3D-моделирования и созданию чат-ботов, говорит директор Центра социальных и благотворительных программ МТС Ольга Юркова. «На площадке проекта ребята проходят профориентационное тестирование с применением ИИ, в творческих мастерских экспериментируют в программировании, робототехнике, работе с нейросетями», – делится она. Также у компании есть онлайн-проект «Кодиленд», который в игровой форме знакомит молодых людей с современными технологичными профессиями в МТС, добавляет Юркова. Для каждой из специальностей созданы мини-игры на профориентацию, проверяющие логику, внимательность и творческое мышление.

Олимпиадное движение – еще один важный образовательный трек. К примеру, в 2023 г. «Яндекс» запустил курсы по олимпиадному программированию, где школьники бесплатно учатся алгоритмам и структурам данных, участвуют в сборах, командных соревнованиях и получают поддержку на пути к серьезным результатам. По статистике компании, в 2025 г. 85% победителей и 70% призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике – ученики этих курсов. «Выпускники наших образовательных программ регулярно участвуют и занимают призовые места и на международных олимпиадах. В этом году пять из восьми участников сборной России на Международной олимпиаде по ИИ – выпускники «Яндекс Лицея», – резюмирует Паволоцкий. &