Акционерам собираться не обязательно

Минэкономразвития предложило снизить контроль миноритариев за крупными и сомнительными сделками компаний, расширив ответственность контролирующих акционеров

Минэкономразвития опубликовало на сайте проект поправок в Гражданский кодекс и законы об АО и ООО. Ведомство предлагает серьезно сократить перечень операций, которые не подпадают под механизмы контроля за крупными сделками и с заинтересованностью. Так, одобрение собрания акционеров не потребуется для сделок с заинтересованностью на сумму менее 10% балансовой стоимости активов (сейчас – 2%), не придется согласовывать сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности. Если более 90% компании принадлежит одному лицу, сделка также может быть совершена без одобрения собранием.

Поправки расширяют определение аффилированных лиц (см. врез). О сделках с конфликтом интересов они обязаны уведомить свои компании. Если они навредили компании, потребовать возмещения ущерба сможет не только само общество, но и любой акционер.

Смысл изменений – снизить издержки на ненужные согласования операционных решений, расширив возможности миноритариев оспаривать сделки по выводу активов и денег из компаний, говорит директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков. По его словам, в правительство поправки будут внесены в ближайшее время, но с разногласиями.

Если поправки будут приняты, миноритарии вместо оспаривания невыгодных сделок станут требовать взыскания убытков, отмечает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов, а многочисленные согласования лишь затягивают одобренные менеджментом сделки. Важно, что поправки разрешили любому акционеру добиваться взыскания ущерба в пользу компаний, радуется миноритарный акционер («Роснефти», Сбербанка и т. д.) Алексей Навальный. Вывод перечисленных в проекте сделок из-под контроля миноритариев лишь расширит возможности для трансфертного ценообразования и увода активов, критикует поправки директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. Новые возможности для взыскания убытков – не альтернатива контролю за сделками, уверен он: акционеры проигрывают такие споры, и после принятия закона практика не изменится.