Медведев: «Войну выиграл народ, а не Сталин»

Накануне праздника Победы президент России дал оценку исторической роли Иосифа Сталина.
Д.Гришкин

Президент Дмитрий Медведев в интервью газете «Известия» дал оценку роли Иосифа Сталина. «Если говорить о государственной оценке, о том, как оценивается Сталин руководством страны в последние годы, с момента возникновения нового Российского государства, то здесь оценка очевидная — Сталин совершил массу преступлений против своего народа, - заявил президент. - И несмотря на то, что он много работал, несмотря на то, что под его руководством страна добивалась успехов, то, что было сделано в отношении собственного народа, не может быть прощено».

По мнению Медведева, Великую Отечественную войну выиграл «наш народ, не Сталин». «Войну выиграли люди ценой неимоверных усилий, ценой огромного количества жизней», - сказал президент.

Оценки роли Сталина премьер-министром Владимиром Путиным несколько иные. Летом прошлого года он, хотя и назвал Сталина диктатором, заявил, что «под его руководством страна победила во Второй мировой войне и эта победа в значительной степени связана с его именем». В последнее время Путин высказывался о Сталине жестче. «Этим преступлениям не может быть никаких оправданий, в нашей стране дана ясная политическая, правовая, нравственная оценка злодеяниям тоталитарного режима. И такая оценка не подлежит никаким ревизиям», - заявил премьер на встрече с польским премьером в Катыни.

Ранее мэр Москвы Юрий Лужков обещал развесить в Москве в канун Дня Победы плакаты с изображением Сталина. Как писали «Ведомости», от этой идеи он отказался под давлением Кремля.

Существенных различий в позициях Путина и Медведева нет, что касается Лужкова, то он действовал скорее из принципа, желая показать себя самостоятельным политиком, считает политолог Алексей Макаркин. Попытки оправдать Сталина руководством страны делаются в те периоды, когда Россия находится в состоянии конфронтации с Западом, говорит он. По словам Макаркина, сейчас изоляционистские тенденции уперлись в кризис, концепция великой энергетической державы не выдержала этого испытания. Если же выстраивать отношения с Западом, то со Сталиным туда идти нельзя, уверен он.