Москва и москвичи

Москву конца 70-х начала 80-х я не любила. Серый, мрачный город, полупустой, скучный до зубовного скрежета и головной боли. Хороший кофе - проблема, ни купить, ни выпить чашку кофе в Москве было почти невозможно. Поход в ресторан с любимой подругой или молодым человеком мог вконец испортить наглый швейцар. Были еще пустые прилавки, очереди, очереди, очереди. Летняя духота в метро и магазинах, пыльные улицы.

Когда после советской мерзости запустения, город ожил, когда стали появляться первые кофейни и мало-мальски сносные рестораны без швейцаров, когда наполнились прилавки, то Москва радовала меня. Да, на фоне Парижа или Вены с их многолетним комфортом и уютом, Москва выглядела Золушкой, но тогда, в 90-ые еще была надежда. Надежда на то, что город станет удобен для жизни, будет хотя бы в малой мере похож на то, что я видела в той же Германии.

А потом на Москву свалились большие деньги. Очень большие деньги. Деньги свалились на тех, кто даже смутно не представлял их природу и коварство. На тех, кто слышал и понял, что с помощью денег можно "из грязи выйти в князи". И они рванули в "князья и бояре". Жаль, что не нашлось рядом с ними ни одного человека, знавшего, что поговорка имеет продолжение. Всего два слова "и обратно", но они существенным образом меняют смысл.

Из грязи в князи и обратно.

Вот как звучит полностью знаменитое выражение. Безжалостное напоминание о том, что каждый подъем это еще и спуск. И чем круче был подъем, тем быстрее и болезненнее будет спуск. Особенно когда нет подручных средства. Обратная дорога будет болезненной и ухабистой.

Скорее всего, кое-кому удастся мягко приземлиться на запасной аэродром. Но не всем. История в этом смысле не знает сослагательного наклонения. Кое-кто из их детей и внуков тоже сможет воспользоваться благами западной цивилизации. У западной публики снисходительность в этом отношении отработана. В конце концов, потомки последнего тирана и его подручного нашли там приют и понимание.

Что делать остальным? Бог его знает!