МИД: Российское гражданское общество не нуждается во "внешнем руководстве"

Москва подтверждает, что агентству USAID велено уйти из России к 1 октября: его подозревают в попытках "влиять через распределение грантов на политические процессы"
М. Стулов/ Ведомости

Российское гражданское общество стало вполне зрелым и не нуждается во "внешнем руководстве", заявил официальный представитель МИДа Александр Лукашевич, комментируя уход из России Агентства США по международному развитию (USAID). Он подтвердил, что российский МИД официально уведомил Вашингтон, что деятельность USAID в России должна быть прекращена с 1 сентября. Одной из причин этого стало вхождение России в число "новых доноров" и отказ от статуса "получателя помощи развитию" во всех международных организациях.

Перечисляя причины решения МИДа, Лукашевич в первую очередь назвал претензии к работе агентства. Характер работы представителей USAID "далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества", говорится в комментарии дипломата. "Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества, - заявляет МИД. - Серьезные вопросы вызывала активность агентства в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем мы неоднократно предупреждали наших американских коллег."

Теперь Москва открыта для сотрудничества с USAID в третьих странах, которым остро необходима гуманитарная помощь. Такое сотрудничество возможно при строгом соблюдении принципов равноправия, уважении интересов друг друга и невмешательстве во внутренние дела, подчеркивают во внешнеполитическом ведомстве.

Не взволнован уходом USAID из России и Центризбирком. За выборами есть кому наблюдать, сказала представитель ЦИК Майя Гришина. Некоммерческие организации, по ее словам, как правило, оказывают консультативные услуги и напрямую в наблюдении не участвуют.

О требовании к USAID уйти из России первым сообщил госдепартамент. "Мы очень гордимся тем, чего достигло USAID в России за последние два десятилетия, и мы продолжим работать с нашими партнерами и сотрудниками над тем, чтобы ответственно завершить программы USAID или передать их", - говорится в заявлении представителя внешнеполитического ведомства США Виктории Нуланд. Она заверила, что Вашингтон по-прежнему будет привержен задаче поддержки демократии, прав человека и развития здорового гражданского общества в России и продолжит сотрудничество с российскими неправительственными организациями. На брифинге Нуланд отметила, что прекращение работы USAID в России не означает окончания "перезагрузки". "Вам лучше попросить власти России рассказать, что стояло за этим решением. Я бы сказала, что это произошло потому, что они перестали в этом нуждаться", - предположила она. В госдепе надеются, что российское правительство сможет полностью профинансировать все программы, которые велись с помощью USAID.

Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева не согласна с мнением МИД о том, что USAID пыталось через распределение грантов влиять на политические процессы в России. По ее мнению, гранты выделялись на правозащитную работу. Хельсинкская группа получала гранты USAID с 1997 по 2000 гг. на мониторинг соблюдения прав человека в России. "В правах человека какая политика? Всякое государство обязано соблюдать права своих граждан. Мы отслеживали, соблюдают или нет. К сожалению, плохо соблюдают, много нарушений... Я считаю, что это правозащитная работа", - сказал Алексеева "РИА Новости". Правозащитница напомнила, что с принятием закона о статусе иностранного агента для НКО, Московская Хельсинкская группа вынуждена была отказаться от финансирования зарубежных фондов.

Закрытие USAID в России серьезно повлияет на работу правозащитного центра "Мемориал". Руководитель центра Олег Орлов заявил, что теперь "Мемориал" будет вынужден резко сократить некоторые из своих проектов. "В конце концов, дома будем работать. При Советском Союзе правозащитники работали по домам. Мы, видимо, к этому возвращаемся", - сказал он. Агентство USAID финансировало программы "Мемориала" по помощи государству в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе, рассказал правозащитник: "Посмотрим, захочет ли государство на эту полезную, по сути дела, для государства работу нам дать деньги". С обвинениями МИД Орлов, как и Алексеева, не согласен. Если считать политическим процессом в России максимум фальсификаций на выборах и подтасовку выборов, то, конечно, работа тех организаций, которые специализируются на соблюдении российских законов, является политической деятельностью... Но, по-моему, это утверждение является абсурдным", - считает руководитель "Мемориала".