Дела о мошенничестве будут невозможны без заявлений потерпевших

Минэкономразвития, исполняя поручение Владимира Путина, придумало, как выделить уголовный состав из корпоративных споров. Возбуждать дела по «экономическим» статьям предлагается только по заявлению пострадавшего
С. Портер/ Ведомости

Исключить возможность решения хозяйственных споров при помощи уголовного преследования президент Владимир Путин поручил своим указом в мае, сразу после инаугурации, – идея была высказана в его январской статье в «Ведомостях». Теперь в распоряжении «Ведомостей» оказались предложения Минэкономразвития, разосланные для межведомственного согласования.

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс меняют порядок возбуждения уголовных дел по ст. 159 (мошенничество), 160 (присвоение или растрата), 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана), 167 (умышленное уничтожение имущества) и ч. 1 ст. 176 (незаконное получение кредита).

По этим статьям в 2011 г., по данным судебного департамента, осуждено 42 336 человек, 25 559 – по ст. 159.

Сейчас правоохранителям для возбуждения дела достаточно факта преступления. По поправкам, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, дела могут открываться только по заявлению потерпевшего или его законного представителя. «Предпринимательским» преступление становится, если обвиняемые или подозреваемые – владельцы, наемные менеджеры или сотрудники компании и они нарушали закон, используя свои права или полномочия в компании.

Поправки в Уголовный кодекс вводят ответственность должностных лиц, проводящих предварительное расследование. Сейчас в Уголовном кодексе есть только ст. 299 (до 10 лет лишения свободы) – привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, Минэкономразвития предлагает добавить наказание за вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица (ст. 169.1), а также возбуждение незаконного уголовного дела (ст. 299.1) и проведение незаконных оперативных и следственных действий (ст. 299.2). При отягчающих обстоятельствах новые статьи предусматривают до пяти лет лишения свободы и штраф до 500 000 руб.

Предлагается защитить бизнес и от изъятия серверов. По поправкам в кодексы и закон «Об оперативно-розыскной деятельности» следователи или суд обязаны в течение 10 дней скопировать всю информацию, а носители обязаны предоставить подозреваемые.

Все предложения обсуждались летом у уполномоченного при президенте по правам предпринимателя, бизнес их поддерживает, говорит председатель партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева.

Наиболее важная поправка – возбуждение дел только по заявлению пострадавшего, но, предсказывает Яковлева, она натолкнется на сопротивление правоохранителей и Верховного суда: многие осужденные по ст. 159 потребуют пересмотра приговора.

МВД принципиально не против только того, чтобы по предложенной схеме возбуждались дела по ч. 1 указанных статей, говорит замначальника отдела по делам о преступлениях в сфере экономики Следственного департамента МВД Павел Сычев: ущерб в них незначителен, грань между уголовным и административным тонкая. На практике они и так возбуждаются по заявлению, продолжает Сычев, а решить проблему помогли бы другие процессуальные изменения: разрешить следственные действия до возбуждения дела и открывать уголовные дела только против конкретных лиц. Сейчас подавляющее большинство необоснованных дел возбуждается по факту, знает он.

В МВД проекта пока не видели. Представитель Следственного комитета России потребовал письменного запроса, Генпрокуратуры – отказался от комментариев, Верховного суда – не отвечал.

Президент адвокатской фирмы «Юстина» Виктор Буробин предлагает отдать расследование уголовных дел по экономическим статьям в арбитражные суды, чтобы повысить компетентность решений, а также четко разделить гражданско-правовые споры и уголовные; последние – только когда имели место подделка документов, шантаж и т. п.

Партнер юридической компании «Налоговик» Роман Терехин предсказывает проблемы с открытием дел по настоящим мошенничествам. По его мнению, наибольший эффект даст поправка о копировании информации с изъятых серверов.