Украинский вопрос разделил президентский Cовет по правам человека

Член СПЧ Игорь Борисов потребовал дезавуировать заявление о недопустимости применения силы на Украине; с ним поспорили, несколько человек покинули заседание совета
Член СПЧ Игорь Борисов/ ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе

Сегодня на специальном заседании Совета по правам человека (СПЧ) при президенте член СПЧ Игорь Борисов потребовал дезавуировать заявление части членов СПЧ о недопустимости использования войск на территории Украины. До того как решение было принято, порядка 10 членов СПЧ покинули заседание, в ходе которого прозвучали заявления о "расколе".

По мнению Борисова, текст составляли на английском люди, ненавидящие Россию, по корыстным мотивам. Подписавшие заявление члены СПЧ, по его словам, не выражали мнение всего совета, а возомнили себя наднациональными судьями и поддались диктату Запада. Он заявил, что выступает от имени группы коллег, разместивших особое мнение по заявлению 27 членов СПЧ о недопустимости использования силы на Украине.

Совет не должен стать сборищем людей, ненавидящих свою страну, заявил на заседании Игорь Борисов. Он считает, что, опубликовав частное мнение, группа вышла за пределы компетенции СПЧ: это политическое, а не правозащитное заявление. Совет руководствуется указами президента, но не ставит под сомнение его решения, сказал Борисов: "[Один из авторов письма Александр] Верховский даже не удосужился изменить текст английского названия этого текста. Он или составлялся на английском, либо переводился с него".

Член СПЧ Михаил Федотов напомнил, что по регламенту любая группа членов совета может разместить на сайте свое заявление. "Если это означает раскол совета - значит раскол совета. Если мы не найдем консенсуса, то тем, кто не согласен, надо выступить со своим заявлением по этому вопросу", - заявил Алексей Пушков, позицию которого поддержали из зала.

Кирилл Кабанов высказал мнение, что заявление надо аннулировать, поскольку СМИ, в том числе иностранные, восприняли его как заявление всего совета, "и это может повлечь внешнеполитические последствия". Владимир Легойда предложил вообще отказаться от формы заявлений группы членов совета, "потому что они все равно воспринимаются как заявления всего совета". "У совета другой адресат, и совет не для того создавался, чтобы делать заявления," - отметил он.

Член СПЧ Елена Николаева рассказала о происходящем, по ее мнению, на Украине. "Я разговаривала недавно с подругой из Одессы, у меня в Одессе бабушка похоронена, там сейчас начинаются гонения на евреев. Как мы можем поддерживать Запад в их позиции, когда там происходит такое?" - заявила Николаева.

До принятия решения о заявлении 2 марта порядка 10 членов СПЧ покинули заседание. Оно продолжилось - совет приступил к рассмотрению вопроса "Медиа гражданского общества: трудности становления", где планируется обсудить отключение от вещания операторами кабельного телевидения телеканала "Дождь" и канала "Совершенно секретно", отзыв лицензии "Росбалта" и проблемы финансирования Общественного телевидения.

Причина разногласий

В заявлении части СПЧ от 2 марта, в частности, говорится, что «использование внешней военной силы, связанное с нарушением суверенитета соседнего государства, противоречащее международным обязательствам России, по нашему мнению, совершенно неадекватно масштабу нарушений. <...> По свидетельству находящегося в Крыму члена СПЧ Андрея Юрова, жертв и раненых среди мирного населения и военнослужащих, о которых говорилось на заседании Совета Федерации, в последние два дня не было». Подписавшие заявление члены СПЧ советуют сторонам решать проблемы Украины политическим урегулированием и компромиссами (например, о статусе языков), но никак не с помощью ввода войск.

«В этой связи мы считаем необходимым полностью исключить использование Вооруженных сил в ходе урегулирования внутриполитического кризиса в Украине», - написано в документе.

Заявление подписали 27 членов СПЧ: Лев Амбиндер, Светлана Айвазова, Евгений Бобров, Александр Верховский, Сергей Воробьев, Наталия Евдокимова, Игорь Каляпин, Ирина Киркора, Сергей Кривенко, Юрий Костанов, Станислав Кучер, Елена Масюк, Тамара Морщакова, Леонид Никитинский, Леонид Парфенов, Сергей Пашин, Элла Полякова, Николай Сванидзе, Анита Соболева, Елена Тополева-Солдунова, Ирина Хакамада, Сергей Цыпленков, Павел Чиков, Илья Шаблинский, Лилия Шибанова, Игорь Юргенс, Андрей Юров.