Законопроект о запрете «бандеровской» символики может быть принят Госдумой на следующей неделе

На следующей неделе Госдума одобрит законопроект о запрете «бандеровской» символики. Он породит много казусов, предупреждают эксперты
Законопроект Железняка был внесен в Госдуму 21 марта, через неделю после прошедшего в Москве оппозиционного «Марша мира». Многие депутаты тогда утверждали, что участники марша использовали «бандеровскую» символику/ А.Астахова/ Ведомости

Законопроект готовится ко второму чтению, и мы рассчитываем, что в течение ближайших дней он будет вынесен на рассмотрение», - заявил вчера автор проекта, зампред Госдумы Сергей Железняк («Единая Россия»). По его мнению, скорейшее принятие поправок, которые вводят ответственность за публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с фашистскими организациями и движениями, становится особенно актуальным «с учетом событий, происходящих на Украине, утверждением Дня защитника Украины 14 октября, приуроченного к годовщине создания Украинской повстанческой армии, и проведением массовых факельных шествий неонацистов и радикал-националистов в Киеве и целом ряде украинских городов». Источник в профильном комитете по конституционному законодательству и госстроительству сообщил «Ведомостям», что законопроект могут рассмотреть на пленарном заседании уже 21 октября.

Законопроект Железняка был внесен в Госдуму 21 марта, через неделю после прошедшего в Москве оппозиционного «Марша мира». Многие депутаты тогда утверждали, что участники марша использовали «бандеровскую» символику. В законопроекте, принятом в первом чтении 20 мая, предлагалось расширить статью 20.3 КоАП, которая запрещает пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики экстремистских организаций, за счет символики «профашистских» организаций (см. врез). Но правовое управление Госдумы в своем заключении на проект отметило, что основанием для установления административной ответственности является закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Поэтому ко второму чтению авторы внесли основные поправки именно в этот документ, а в КоАП дали общую ссылку на запреты, содержащиеся в федеральных законах.

Тема сложная и она могла бы вызвать ассоциации, которые не стоит вызывать, поэтому оптимальная модель подбиралась долго, объяснил «Ведомостям» источник в профильном комитете. «Если законопроект успеет пройти проверку правового управления Госдумы, то комитет может рекомендовать принять его и во втором, и в третьем чтении сразу», - отмечает первый зампред комитета Вячеслав Лысаков («Единая Россия»). «Мы одобряем этот законопроект и поддержим все, что касается запрета нацистской символики, но будем следить за четкими формулировками», - говорит член профильного комитета Вадим Соловьев (КПРФ).

«Начнут с Украины и с Балтии. Очевидно, что авторы имели в виду прежде всего символику Украинской повстанческой армии (УПА), а также других движений, воевавших на стороне немцев», - предполагает руководитель занимающегося проблемами экстремизма центра «Сова» Александр Верховский. По его мнению, в тексте поправок есть достаточно серьезная оговорка: определять, что именно следует запрещать, будет правительство. Это очень важно, поскольку трезубец УПА, например, есть на государственном гербе Украины, но вряд ли это значит, что запрет следует распространять на государственную символику - в конце концов, части РОА, воевавшие на стороне Германии, использовали российский триколор, напоминает Верховский. Новый запрет породит много казусов, предупреждает он: скажем, восходящий к символике УПА черно-красный флаг «Правого сектора» легко спутать с флагом российских анархистов, только в одном случае цвета разделены горизонтальной линией, а в другом - диагональной.