Путин предложил правозащитникам изменить закон об иностранных агентах, чтобы он их не унижал

Президент связал необходимость закона об НКО - иностранных агентах с собственным постулатом о суверенности России, но признал, что в него нужны поправки

Президент Владимир Путин согласен с правозащитниками, что нужны поправки в закон об НКО - иностранных агентах. Он сказал это на встрече с омбудсменами и членами президентского совета по правам человека 5 декабря. Уполномоченный по правам человека при президенте Элла Памфилова заявила, что закон нужно усовершенствовать, "чтобы он не унижал правозащитников и дал нормально работать тем, кто работает" (цитата по "Интерфаксу").

"Никто изначально не ставил цель кого-то обидеть или унизить, - заверил Путин. - Если вы обратили внимание - и вы сейчас сослались на послание вчерашнее - я там сказал и глубоко в этом убежден: или Россия останется и будет суверенным государством, или ее вообще не будет". В связи с этим, по его словам, Россия должна сама решать свою судьбу, "устраивать свою жизнь", "реагировать на проблемы, которых у нас достаточно", "но только сами, внутри страны". В послании Федеральному собранию Путин сказал, что "если для ряда стран Европы суверенитет и национальная гордость - забытые понятия и роскошь, то для России это абсолютно необходимые условия". Он добавил, что без суверенитета Россия "растворится".

"Я тем не менее согласен, и мы многократно с вами говорили на этот счет, этот закон, конечно, нуждается в совершенствовании, он не идеален и, наверное, в чем-то не соответствует сегодняшнему дню. Безусловно, его нужно поправлять, потому что некоторые вещи входят в противоречия с первоначальным смыслом того, что предполагалось сделать", - сказал президент. Он предложил правозащитникам вместе подумать, как решить этот вопрос.

Путин также сказал, что Россия готова принимать участие в работе по совершенствованию норм международного гуманитарного права. Однако прежде всего, по его словам, нужно развивать российскую нормативную базу и "свои собственные российские правозащитные организации" (цитата по ТАСС). В частности, он сказал, что недоволен тем, что не во всех регионах России есть уполномоченные по правам человека. Своих полпредов он попросил проанализировать, как обеспечивается полноценная деятельность региональных уполномоченных. "Известны случаи бюрократического, формального отношения к самому институту уполномоченных. Назначение на эти должности людей, приближенных к власти, зависящих от нее. С таким подходом далеко не уедешь и не получишь нужного результата", - отметил он.

Президент рассказал омбудсменам, что закон об уполномоченном по правам человека в России был принят еще в 1997 г. и сейчас он нуждается в актуализации. Он объяснил, что речь идет о повышении статуса и укреплении гарантий работы региональных уполномоченных. "Хотел бы сегодня от вас услышать, насколько эффективно законодательство, регулирующее вашу деятельность", - сказал Путин. Памфилова пообещала представить ему пакет поправок об укреплении статуса омбудсменов до конца года. Она также выразила надежду, что именно президент внесет этот законопроект в Госдуму.

На встрече Путин также поспорил с Памфиловой, которая отметила, что на Россию оказывается давление "со всех сторон". "Никто нас не давит - так, пытаются поддавливать, - цитирует его ТАСС. - И уж точно совершенно не со всех сторон - у них и руки коротки, чтоб со всех сторон-то охватить". Президент напомнил высказывание Александра Солженицына. "Точно не воспроизведу, но близко к тексту: пора вступаться за Россию, а то затюкают нас окончательно". "И мы, конечно, как любой человек, если он считает себя россиянином, патриотом, конечно, должны объективно оценивать то, что происходит, соответствующим образом реагировать, но во всяком случае - иметь свою собственную позицию", - добавил Путин.

В середине ноября Путин на встрече с Памфиловой поддержал ее предложение разработать процедуру выхода НКО из реестра "иностранных агентов" после того, как организация перестанет получать финансирование из-за рубежа. Правозащитница рассказала президенту, что сейчас Минюст не исключает лишившиеся иностранного финансирования НКО из реестра иностранных агентов, поскольку не разработана система выхода.