Нидерланды назвали альтернативы трибуналу по Boeing

Пять стран обсуждают три варианта суда над виновниками крушения лайнера на Украине

Пять стран, выступивших инициаторами создания трибунала по Boeing 777 Malaysia Airlines, упавшему на востоке Украины в июле 2014 г., рассматривают альтернативные возможности провести суд после того, как Россия заблокировала резолюцию в Совете Безопасности ООН. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на заявление представителя МИД Нидерландов.

​Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Нидерландов рассказал агентству, что Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина обсуждают три основных варианта создания международного трибунала. Первый - организация суда совместными силами всех пяти государств. Решение о выдаче ордера на задержание виновных в катастрофе, вынесенное им, стало бы обязательным к исполнению во всех странах.

Профессор международного права Лейденского университета Нико Схрейвер, комментируя данное предложение в эфире нидерландской радиостанции NOS Radio 1, заявил, что, по его мнению, это лучший на сегодняшний день вариант. Специалист привел в качестве примера расследование террористического акта в небе над шотландским Локерби.

"В случае с MH17 (рейс, которым летел малазийский Boeing) это, к примеру, может означать назначение нидерландских судей и обвинителей из четырех других стран", - объяснил эксперт (его слова приводит ТАСС).

Еще один вариант, как пишет Reuters, - создание трибунала по требованию Генеральной ассамблеи ООН. Если две трети участников международной организации проголосуют за такое решение, то у России не будет возможности наложить вето.

Также рассматривается возможность проведения слушаний в национальном суде одной из стран-инициаторов, отмечает агентство. 

Премьер Нидерландов Марк Рютте со своей стороны заявил, что разочарован действиями России, и отметил, что Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина будут обсуждать свои дальнейшие шаги как на национальном, так и на международном уровнях. 

29 июля Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН принятие резолюции о создании международного трибунала для расследования катастрофы Boeing. Проект резолюции был вынесен на голосование членов Совбеза: 11 из них проголосовали «за», Россия, воспользовавшись правом вето, выступила против, Китай, Ангола и Венесуэла воздержались. 

Министр транспорта Малайзии - страны-инициатора создания трибунала - Лиоу Тионг Лай назвал в среду отклонение проекта резолюции «печальным» событием и заявил, что Куала-Лумпур будет «решительно стремиться» «к обеспечению правосудия для всех невинных жертв».

Представитель руководителя дипломатии ЕС Федерики Могерини Майя Коцьянчич, высказывая в четверг мнение по поводу принятого накануне решения, сообщила, что в Евросоюзе разочарованы наложением Россией вето на проект резолюции. 

"Мы сожалеем о том, что Совет Безопасности ООН не смог минувшей ночью принять по причине российского вето резолюцию по трибуналу по сбитому самолету рейса MH 17. Как вы знаете, был разработан обязывающий и заслуживающий доверия механизм для судебного преследования ответственных за эту трагедию. Кроме того, речь шла о соблюдении обязательства СБ ООН по резолюции 2166, направленной на привлечение виновных к ответственности", - отметила пресс-секретарь Могерини (ее слова приводит "Интерфакс").

Коцьянчич добавила, что, несмотря на такой поворот дела, расследование должно продолжаться, чтобы все, кто непосредственно или косвенно причастен к преступлению, ответили за свои действия. Евросоюз, продолжила она, призовет все стороны сотрудничать с международным расследованием и судебной процедурой, чтобы привлечь виновных к ответу.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк со своей стороны заявил, что после того как Москва наложила вето на резолюцию, Киев вместе с международными партнерами начал реализацию «плана Б». Однако в чем именно он заключается, украинский премьер не уточнил.

Лайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 (из Амстердама в Куала-Лумпур), потерпел крушение год назад – 17 июля 2014 г. рядом с поселком Грабово в Донецкой области. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. По версии Киева, самолет был сбит ракетой класса «земля – воздух», выпущенной с территории, подконтрольной самопровозглашенной Донецкой народной республике. Министерство обороны России считает, что самолет был сбит либо штурмовиком ВВС Украины, либо украинским «Бук-М1».