Нидерланды назвали альтернативы трибуналу по Boeing

Пять стран обсуждают три варианта суда над виновниками крушения лайнера на Украине
Лайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 (из Амстердама в Куала-Лумпур), потерпел крушение год назад – 17 июля 2014 г. /А. Гордеев

Пять стран, выступивших инициаторами создания трибунала по Boeing 777 Malaysia Airlines, упавшему на востоке Украины в июле 2014 г., рассматривают альтернативные возможности провести суд после того, как Россия заблокировала резолюцию в Совете Безопасности ООН. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на заявление представителя МИД Нидерландов.

​Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Нидерландов рассказал агентству, что Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина обсуждают три основных варианта создания международного трибунала. Первый - организация суда совместными силами всех пяти государств. Решение о выдаче ордера на задержание виновных в катастрофе, вынесенное им, стало бы обязательным к исполнению во всех странах.

Профессор международного права Лейденского университета Нико Схрейвер, комментируя данное предложение в эфире нидерландской радиостанции NOS Radio 1, заявил, что, по его мнению, это лучший на сегодняшний день вариант. Специалист привел в качестве примера расследование террористического акта в небе над шотландским Локерби.

"В случае с MH17 (рейс, которым летел малазийский Boeing) это, к примеру, может означать назначение нидерландских судей и обвинителей из четырех других стран", - объяснил эксперт (его слова приводит ТАСС).

Еще один вариант, как пишет Reuters, - создание трибунала по требованию Генеральной ассамблеи ООН. Если две трети участников международной организации проголосуют за такое решение, то у России не будет возможности наложить вето.

Также рассматривается возможность проведения слушаний в национальном суде одной из стран-инициаторов, отмечает агентство. 

Премьер Нидерландов Марк Рютте со своей стороны заявил, что разочарован действиями России, и отметил, что Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина будут обсуждать свои дальнейшие шаги как на национальном, так и на международном уровнях. 

29 июля Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН принятие резолюции о создании международного трибунала для расследования катастрофы Boeing. Проект резолюции был вынесен на голосование членов Совбеза: 11 из них проголосовали «за», Россия, воспользовавшись правом вето, выступила против, Китай, Ангола и Венесуэла воздержались. 

Министр транспорта Малайзии - страны-инициатора создания трибунала - Лиоу Тионг Лай назвал в среду отклонение проекта резолюции «печальным» событием и заявил, что Куала-Лумпур будет «решительно стремиться» «к обеспечению правосудия для всех невинных жертв».

Представитель руководителя дипломатии ЕС Федерики Могерини Майя Коцьянчич, высказывая в четверг мнение по поводу принятого накануне решения, сообщила, что в Евросоюзе разочарованы наложением Россией вето на проект резолюции. 

"Мы сожалеем о том, что Совет Безопасности ООН не смог минувшей ночью принять по причине российского вето резолюцию по трибуналу по сбитому самолету рейса MH 17. Как вы знаете, был разработан обязывающий и заслуживающий доверия механизм для судебного преследования ответственных за эту трагедию. Кроме того, речь шла о соблюдении обязательства СБ ООН по резолюции 2166, направленной на привлечение виновных к ответственности", - отметила пресс-секретарь Могерини (ее слова приводит "Интерфакс").

Коцьянчич добавила, что, несмотря на такой поворот дела, расследование должно продолжаться, чтобы все, кто непосредственно или косвенно причастен к преступлению, ответили за свои действия. Евросоюз, продолжила она, призовет все стороны сотрудничать с международным расследованием и судебной процедурой, чтобы привлечь виновных к ответу.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк со своей стороны заявил, что после того как Москва наложила вето на резолюцию, Киев вместе с международными партнерами начал реализацию «плана Б». Однако в чем именно он заключается, украинский премьер не уточнил.

Лайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 (из Амстердама в Куала-Лумпур), потерпел крушение год назад – 17 июля 2014 г. рядом с поселком Грабово в Донецкой области. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. По версии Киева, самолет был сбит ракетой класса «земля – воздух», выпущенной с территории, подконтрольной самопровозглашенной Донецкой народной республике. Министерство обороны России считает, что самолет был сбит либо штурмовиком ВВС Украины, либо украинским «Бук-М1».